Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Per Aspera Ad Astra: 40 лет полёта
Per Aspera Ad Astra: 40 лет полёта
Часть II


Per Aspera Ad Astra (лат.) – Через тернии к звёздам

Часть I

«Прометей», его будущий сиквел «Чужой: Завет», «Интерстеллар», франшиза «Звёздные войны» и её продолжения, «Стражи галактики», «Пассажиры», «Живое», «Частица Бога» – зрелищные «космические» проекты Голливуда. Зритель свыкается с мыслью, что такие «блокбастеры» способна снимать только мировая «фабрика грёз». Продолжим развенчивать этот миф рассказом об истории отечественной картины «Через тернии к звёздам».

Земляне на «летающих тарелках»
После утверждения литературного и режиссёрского сценариев в середине лета 1978 года на базе киностудии им. Горького и её филиала в Ялте началась технологическая подготовка к съёмкам, в том числе к созданию разномасштабных макетов звездолётов. «Тернии» стали первым фильмом за всю историю мирового фантастического кино, где земные космонавты бороздили просторы вселенной на кораблях в форме гигантских дисков. До фильма Викторова «правом» полёта на «летающих тарелках» обладали только представители внеземных цивилизаций.

Дом из будущего
Солнечный мир будущего XXIII века нашёлся на южном побережье Крыма, в живописном местечке, расположенном в паре километров от посёлка Новый свет. Здесь было решено разместить дом семейной династии космонавтов и биологов Лебедевых. Необычное двухэтажное архитектурное сооружение строилось как полноценный дом: фундамент, стены, крыша. Только вместо бетона использовали недорогой асбест (см. фото). Слухи о «космической вилле» разнеслись по всему Крыму. Киношников без конца одолевали разные «состоятельные» граждане, предлагающие Викторову продать дом.

Планета в… Средней Азии
Ужасающие ландшафты гибнущей планеты Десса нашлись в Таджикистане, неподалёку от городка Исфара, в районе бывших и действующих нефтедобывающих и перерабатывающих заводов. Холмистая местность, искорёженная эрозией и обезображенная отходами углеводородов, имела такой жуткий вид, что не нуждалась в комбинированных съёмках.
В начале апреля 1979 года начались съёмки…

В жидком космосе
Невесомость – «ужас» режиссёров, снимающих космическую фантастику. Добиться парения человека в воздухе – одна из самых сложных задач в кино. Самым первым, кому это удалось с максимальной реальностью, стал легендарный Павел Клушанцев в фантастическо-научно-популярном фильме «Дорога к звёздам» (1957). С разработанной советским гением особой системой подвесок актёра на фоне декораций работал и С. Кубрик в своей «Космической одиссее 2001 года». Остальные режиссёры предпочитали использовать звездолёты с искусственной силой тяжести. Памятуя о сложных подвесных сооружениях «невесомости» и ограниченных возможностях, Викторов решил подойти к задаче новаторски и «подвесил» космонавтов в… воде!

Для съёмок использовали бассейн в Ялте. На дно установили декорации разрушенной инопланетной космической станции «Гайя». Актёров и каскадёров одели в специальные скафандры с кислородными приборами, не оставляющими в воде воздушных пузырей. Научно-исследовательский институт кино создал специальные осветительные электроприборы большой мощности для работы под водой. Бассейн заполнили кристально чистой водой, которая затем ещё отстаивалась в течение трёх суток.

Взрывающиеся солнца
«Космонавты» и операторы шагнули в гидрокосмос, и тут началось нечто весьма опасное: экспериментальные осветительные приборы, едва погрузившись под воду, начали взрываться. Через каждые 30 секунд. Представьте, что испытывали актёры и операторы в подводном пространстве… Ситуацию спас главный оператор на «суше»: обладающий немалой силой, он одну за другой успел повыдёргивать из воды все осветительные приборы, опутанные кабелями. Но съёмки надо было как-то продолжать.

Далее лампы погружались исключительно в сопровождении опытных аквалангистов. Подводники с точностью профессиональных баскетболистов, едва услышав, как осветительные приборы начинали издавать характерное шипение, откидывали лампы за долю секунды до взрыва – благодаря этому никто не пострадал. Риск стоил того – получившаяся «невесомость» поражала своей достоверностью.

Настоящий «звездолёт»
Интерьеры звездолёта «Астра» были построены на Горьковской студии и тоже отличались реальностью и функциональностью. Подобный космический корабль в реальности выглядел бы именно так. Двухэтажная конструкция включала командный центр звездолёта, исследовательский и биомедицинский комплекс, пассажирские каюты, коридоры и палубы.

Клон действует
В середине лета 1979 года съёмочная группа выехала в Крым. Наибольшая нагрузка легла на Елену Метёлкину, исполнительницу главной роли – гуманоида-клона, девушки Нийи.

В одной из сцен фильма Нийя прыгает в море с 20-метровой высоты. Прыгала спортсменка-каскадёр, под воду на глубину в 10 м погружалась уже сама актриса с грузом более 10 кг.

Викторов держал главную героиню фильма «в чёрном теле»: когда в перерывах все купались и загорали, не разрешал выходить из номера, чтобы не испортить «космическую» бледность. Елене не разрешалось поздно ложиться и пить на ночь много жидкости (несмотря на жару), чтобы сохранить большие глаза Нийи.

Десса трясётся
Съёмки подземного города Дессы проходили на одном из заброшенных заводов Таджикистана. Здесь едва ли не каждый день происходили землетрясения. Завод начал уходить под землю, и каждый день опускался на несколько сантиметров. Приезжая на съёмку, кинематографисты решали, можно сегодня снимать или нет…

В сцене, где землян приветствует Ракан (И. Ледогоров) – глава правительства Дессы, ощутимо трясётся пол, а с потолка сыплется песок. Это было реальное земле… вернее, дессатрясение, отчего лица актёров вовсе не по команде режиссёра выражают неподдельные эмоции.

Биомасса
Наибольшие трудности на «Дессе» доставил генетический материал для выращивания клонов, опасная субстанция, поглощающая любую органику, – биомасса. Её роль «исполнили» поролон и пена из пожарных брандспойтов. В сцене, где биомасса пытается поглотить землян, в поролон залезли четыре человека в аквалангах и принимали угрожающие позы.

Тернии войны
На фильм «Через тернии к звёздам» были выделены огромные по тем временам деньги – свыше 5 миллионов рублей (смета «обычного» фильма составляла от 200 до 250 тысяч). Но в декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан, и спустя несколько дней бюджет «Терний» сократили до 1,7 миллиона рублей, из-за чего Викторову пришлось с великим сожалением расстаться с планами показать зрителю аэрокосмические транспортные флаеры, кошмарных животных-мутантов Дессы, армию главного злодея планеты карлика Туранчокса, битву с морскими чудовищами на планете Океан и проч.

Кстати, об этих чудовищах. Художник фильма К. Загорский изобразил в эскизах таких отвратительных океанских гадин, что один их вид на бумаге вызывал ужас. «Отцу» знаменитых голливудских «чужих» – алиенов, художнику-швейцарцу Гансу Рудольфу Гигеру было явно далеко до фантазии русского кинохудожника.

Для «Терний» огромное урезание бюджета обернулось едва ли не катастрофой. Всё вышеперечисленное пришлось безжалостно удалить. Расстроенный режиссёр с болью в душе продолжал съёмки, пытаясь с неимоверным трудом сохранить целостность картины.

Терминатор Бармалей
В фильме действует бортовой экспедиционный робот Бармалей. Он должен был выглядеть этаким сверкающе-зеркальным гигантом-«терминатором», но из-за сокращения бюджета фильма и сроков его сдачи, а также безалаберности «робототехника» режиссёру была представлена идиотская конструкция, сваренная из… цинковых вёдер. Конструктор чудом избежал побоев. В результате Бармалей стал андроидом с пневматической оболочкой (см. фото), внутри которой «скрывался» известный советский артист Алексей Ванин, известный не только своими талантами, но и большой силой и выносливостью.

Через тернии – к триумфу
Выстраданная Викторовым картина вышла на экраны СССР в августе 1980 года. Снятая в широком формате, она шла с аншлагами и в нашем «Удокане». Фильм с немыслимым для тех лет бюджетом в 1,7 миллиона рублей в первый же день всесоюзного проката окупил вложенные деньги. Такое не снилось ни одному голливудскому блокбастеру. Представители мировой «фабрики грёз» оценили производство картины Викторова в астрономическую сумму: 200 миллионов долларов. В реальный бюджет фильма заокеанские продюсеры просто отказывались верить. Интересно, что если «Через тернии к звёздам» в соответствии с задумками Викторова взялись бы снимать в наше время, то картина обошлась бы примерно около полумиллиарда (!) долларов! Кинополотно о мире Будущего и космических мирах, которым Земля протянула руку помощи, ещё до начала проката в СССР, раскупили десятки стран, в том числе и США.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№13 (1445) // 29.03.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net