Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Гайданиана (к 100-летию великого комедиографа СССР). Часть I
Гайданиана (к 100-летию великого комедиографа СССР). Часть I


Юбилей — важное событие в жизни, в памяти любого человека, его родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых, если юбиляр смог стать, благодаря своим делам, известным не только среди своих близких.

Вековой юбилей — дата ещё более внушительная. Знаковая. Особенно если при этом «обладатель» такого юбилея — мастер, гений своего дела. Такой как… Леонид Иович Гайдай!

Это имя невольно заставляет улыбнуться любого зрителя нашей страны (и не только), независимо от возраста. Автору знаменитых, блистательных, немеркнущих со временем, нередко самых кассовых кинокартин за всю историю отечественного кинематографа, комедийных шедевров: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», актёру, сценаристу, поистине культовому режиссёру-комедиографу Гайдаю исполнилось в эти дни, а точнее — 30 января ровно 100 лет!!!

Именно исполнилось, а «не исполнилось бы», поскольку его гений, его картины, яркие персонажи этих кинопроизведений всегда рядом с нами. Несмотря на то, что «Синескоп» в разное время обращался к некоторым шедеврам великого комедиографа, в такой знаменательный юбилейный год — год его столетия предлагаю вам, уважаемые друзья, поклонники кинематографа, полноценный цикл рассказов о создании самых известных кинокартин мастера. А начнём, пожалуй, с истории самого первого успеха у зрителей. Первого триумфа Леонида Гайдая. С «забега» на «короткие дистанции»… Перенесёмся в далёкий 1958 год… Приготовились… Внимание… Старт! Помчались…

Старт с… провала!

…Началась вся эта легендарная кросс-хохма с собакой, динамитом, самогонкой и троицей неунывающих, весёлых алкашей с… провала! В 1958 году никому не известный начинающий режиссёр Леонид Гайдай, спустя пару лет после своего первого серьёзного фильма «Долгий путь» по мотивам рассказов В. Короленко, снял комедию (ещё не эксцентрическую!) «Жених с того света» с участием в главных ролях Ростислава Плятта и Георгия Вицина. Сатира на бюрократию оказалась настолько ядовитой и злой, что, несмотря на удачную постановку и смешной сюжет, фильм был «свирепо зарезан» министерством культуры и отправлен «на полку» (когда «Жениха» всё же выпустили в прокат, он «превратился» в короткометражку в 48 минут). После такого «провала» Гайдаю не оставалось ничего другого, как снять в 1960-м подходящий, по мнению руководства, фильм на историко-революционную тему о школьниках-следопытах «Трижды воскресший». Весьма неплохая, интересная картина оказалась настолько чуждой режиссёру, что он возненавидел снятое. Что делать дальше? Снимать подобную «заказуху»? Тяготеющий к комедии Гайдай этого делать просто не мог. Он впал в депрессию и решил уйти из кино. В начале осени 1960 года покинул столицу и вернулся в Иркутск, к родителям.

Два Николы, Гаврила и пёс с чердака

Как-то Леонид забрался на чердак своего дома в целях сортировки нужного и ненужного «хлама» в виде массы старой периодики и случайно увидел номер старенькой «Правды». На последней странице газеты внимание привлёк смешной рисунок трёх хмельных мужиков и собаки. Рядом был написан фельетон в стихах «Пёс Барбос» поэта Степана Олейника. Фельетон был перепечаткой столичной газеты с украинского сатирического журнала «Перец», («аналог» «Крокодила»), где назывался «Два Николы и Гаврила». Гайдай, хохоча, кубарем скатился с чердака и всего за час накидал примерный сценарий.

Леонид поменял Никол и Гаврилу на более «интернациональных» персонажей-масок: Труса, Балбеса и Бывалого. Лающий блюститель защиты природы и противник алкоголя остался под своей кличкой… Закончив в считанные дни работу над сценарием, Гайдай выехал в Москву. Руководство «Мосфильма» приняло сценарий «Пёс Барбос и необычный кросс» буквально «на ура» и рекомендовало к производству.

Троица

В декабре 1960 года начался отбор актёров. С первого раза, без проб был утверждён только Вицин на роль Труса. Сергей Филиппов усиленно претендовал на Балбеса. Однако режиссёру кто-то предложил сходить в цирк и посмотреть на Юрия Никулина. Как только Гайдай увидел клоуна, тут же заявил: «Балбеса больше не ищем. Этому даже грим не нужен…».

Могучим Бывалым мог стать… Михаил Жаров. Не подошёл по причине отсутствия мощных габаритов. Пробовался комик Иван Любезнов, но отказался из-за физической формы — ему было тяжело бегать от собаки. Неизвестно, сколько бы ещё искали подходящего Бывалого, пока руководитель «Мосфильма», режиссёр Иван Пырьев не представил съёмочной группе необъятного Евгения Моргунова.

Динамитный Брёх

Несмотря на «добро» худсовета «Мосфильма», по разным причинам съёмки короткометражки начались только в октябре 1961 года. Снимали в районе подмосковного посёлка Снегири. Начинали с девяти утра. Вместе с актёрами работал талантливый дворняга по кличке Брёх. Поскольку две трети фильма — это сплошные трюки и бег браконьеров-алкоголистов от Барбоса, то Вицин, Никулин и Моргунов бесконечно бегали. В испорченном десятке дублей, несмотря на талант, был «виноват» Брёх: то ронял «динамит», то удирал в лес, то, вдруг, посреди съёмки оглядывался и внимательно смотрел на орущего дрессировщика. На очередном дубле погони Брёх вдруг положил «динамит» с дымящимся шнуром на пенёк и поднял заднюю лапу. А вымотанная троица всё бегала, бегала, бегала…

Факт барбосо-ненормативный…

Самый замученный из троицы, Моргунов едва переводя дыхание, после очередного «кросса» бросил: «В конце картины я этого пса втихую придушу…» и прибавил крепкое словцо. Брёх ощетинился на Бывалого и заворчал, хотя и по-собачьи, но явно также «ненормативно». В следующем дубле хвостатый актёр демонстративно бросил «динамит» и вцепился в ногу Моргунова. Актёр также возненавидел пса. В общем, до конца съёмок они так и «собачились», «посылая» друг друга.

Шалаше-стриптиз

Одним из смешных кадров в фильме стала сценка, где троица пробегает через лесной шалаш. Бывалый и Балбес мчатся дальше, а Трус в ужасе выбегает из шалаша без штанов. Следом должен был появиться здоровенный медведь с брюками Труса в лапах. Директор картины сказал, что денег ни на каких медведей в смете нет. Тогда Никулин выпросил у себя в цирке чучело косолапого. В шкуру залез Гайдай и принялся изображать хищника. Когда просмотрел отснятое — ужаснулся: настолько «медведь» оказался фальшивым и халтурным. Пришлось вырезать и смонтировать, как есть. Кто раздел Труса? Непонятно. Но сценка стала ещё смешнее.

О… быке «динамитном» (любопытный факт). В сценарии присутствовало ещё несколько эпизодов, которые были отсняты, но не вошли в фильм. Так, троица, спасаясь от пса, врезалась на бегу в пасущееся стадо. Вицин попадал верхом на козу, Никулин на корову, а Моргунов вдруг видел, что вместо псины за ним мчался громадный бык с динамитом в зубах. Это как будто Бывалому почудилось, что Барбос передал эстафету с динамитом быку. Моргунов протирал глаза, и бык мгновенно исчезал, превращаясь в пса. Группа снимала дубли и, не переставая, хохотала. Материал получился очень смешным, но при монтаже его полностью удалил Гайдай, поскольку фильм не должен был превышать десятиминутный хронометраж.

Как оперный певец Козловский «тронулся»

В последний съёмочный день в конце октября снимали самые заключительные эпизоды, когда пережившие взрыв динамита Трус и Бывалый транспортируют на тележке психически невменяемого, радостного Балбеса. В ожидании солнца Гайдай объявил перерыв. Никулин и Моргунов расположились на лесной полянке покурить. Некурящий интеллигентный Вицин прогуливался в сторонке и напевал «Куда, куда вы удалились…». Мимо актёров проходили местные колхозники. Увидев оборванного, чёрного от сажи и копоти, человека, распевающего арию Ленского, они удивлённо остановились: «Что случилось, товарищи?».

Моргунов тут же ляпнул без тени улыбки: «Не видите, что ли? Это ж оперный певец Иван Семёнович Козловский. У него сегодня дача сгорела, вот он и того… немножко тронулся. Сейчас из Москвы «скорая» приедет, заберёт…».

А дача Козловского действительно была в Снегирях, где происходили съёмки.

«Как же так? Такая дача и сгорела!» — расстроились простодушные колхозники. «Ничего, — успокоил Моргунов. — У него деньжищ полно — новую отгрохает. — И крикнул Вицину: «Иван Семёнович, вы попойте там ещё, походите». Вицин, ничего не понимая, ответил: «Хорошо, мужики, попою» — и продолжил петь. Колхозники посмотрели со страхом на тронутого «погорелого Козловского» и быстренько ретировались посмотреть, что осталось от огромной богатой дачи. Что было далее, история умалчивает…

«Муки» композиторские… но о них, впрочем, позже, а пока…

…Кросс-триумф по миру

Первая эксцентрическая комедия Гайдая вошла в альманах «Совершенно серьёзно» и вышла на экраны в первой половине 1961 года. Бешеный успех «Пса Барбоса» трудно переоценить: фильм закупило более 100 стран мира, включая США! Народ хохотал до упада, до колик в животе, глядя на приключения троицы. Язык блистательной гайдаевской короткометражки не нуждался в переводе. Это была идеально чистая комедия на уровне мировых гениев Чаплина, Лойда, Китона. Фильм номинировался даже на престижную Золотую пальмовую ветвь в Каннах!..

…А съёмочная команда Леонида Гайдая уже готовила стаканы, стеклотару, закуску, дрожжи и сахар! Инженер группы с энтузиазмом сооружал для работы «хитроумный агрегат» и гнул змеевик… Но… об этом в следующем «забеге».

Часть II

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№5 (1749) // 01.02.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net