Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Режиссёр Рифеншталь
Режиссёр Рифеншталь
От балета до Гитлера. Часть I


Некоторые гении, живя при тоталитарных диктатурах, создавали свои шедевры, не замечая, что служат тёмным силам и славят их. Сегодня об одном из них – мастере кино, которому ныне исполнилось бы 115 лет, человеке, чьи картины, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа, были использованы в дьявольских целях Адольфом Гитлером. В «Синескопе» говорим о немецком режиссёре, операторе, сценаристе, фотографе, актрисе, любимице фюрера Лени Рифеншталь.

Берта Хелена Амалия из «сантехников»
22 августа 1902 года в столице будущего недолговечного «тысячелетнего Рейха» в семье высококлассного слесаря-сантехника по монтажу систем отопления и коммерсанта-владельца собственной фирмы Альфреда Рифеншталя родилась малышка Берта Хелена Амалия. Рифеншталь-старший отличался склочным характером. Тем не менее, отец, заботясь о здоровье и развитии дочурки, отдал 5-летнюю кроху в плавательный клуб «Русалка». Тогда же родители записали её в гимнастическое общество, учится кататься на роликах и коньках. Спортивная девочка поступила через пару лет в один из лицеев Берлина и в 1918 году успешно его окончила.

Как Лени родилась
Безупречный овал лица, большие выразительные глаза и пышные рыжевато-каштановые волосы – Берта Хелена Амалия в свои 16 стала очень красивой девушкой. Хорошие внешние данные и природный талант к искусствам словно противились семейному «сантехническому» бизнесу, что готовил для дочери её прагматичный отец. В 1918-м Берта Хелена Амалия без разрешения отца, но при поддержке матери, стала брать уроки танцев. Профессиональная балетная сцена манила девушку. В это же время, понимая, что её «тройное», хотя и красивое, имя совсем не годится для сцены, она решила его существенно сократить – сначала оставила только Хелену, а затем и её «отредактировала» в Лени.

«Позор!»
После первого же выступления новоиспеченной Лени на публике между отцом и дочерью разгорелась страшная ссора: «Голоногая дочь уважаемого бизнесмена, танцующая для услады публики! Позор!». Чтобы избежать отправки в закрытый интернат для девушек, Рифеншталь-младшая подала заявление в художественное училище в Берлине. Живопись она изучала недолго. От пансиона строптивая дочка всё же не отвертелась – в 1919 году отец направил её в закрытое учебное заведение. Но и там будущая звезда кино не угомонилась – тайно занималась танцами, играла в театральных постановках. По прошествии года ей разрешили покинуть пансион.

Балерина: блеск и конец
В 1920 году Лени стала секретарём на предприятии своего отца, где заодно освоила машинопись, стенографию и бухучёт. Но вскоре Альфред Рифеншталь получил вновь «сюрприз» – доча вновь, теперь уже открыто, стала брать уроки танцев и выступать на публике. После очередной ссоры с отцом, приведшей к уходу Лени из родительского дома, Рифеншталь-старший махнул на всё рукой и согласился с мечтами девушки о сцене. C 1921 по 1923 годы Лени стала обучаться классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин. Её первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Публика тепло встретила начинающую танцовщицу. Затем последовали выступления в камерных постановках Немецкого театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Цюрихе, Инсбруке и Праге. Одно успешнее другого. Казалось, родилась новая звезда немецкого балета, но судьба распорядилась иначе. На одной из репетиций с Лени произошло несчастье – разрыв связок. О балете пришлось забыть.

Афиша – судьба
В один из дней 1924 года неудавшаяся балерина стояла в берлинской подземке и ждала поезд, чтобы ехать к врачу. Внимание Лени привлекла афиша фильма «Гора судьбы» о покорителе альпийских вершин. Очень эффектная, с потрясающими горными видами. Лени раскрыла рот и пропустила поезд. Вдохновлённая афишей, а затем и самим фильмом, молодая женщина, недолго думая, совершает поездку в горы, где встречалась с исполнителем главной роли Луи Тренкером. Ему она передала письмо, адресованное режиссёру фильма – Арнольду Фанку. После встречи в Берлине очарованный внешними данными и талантом Рифеншталь Фанк написал специально для неё сценарий фильма-драмы «Священная гора» вновь об альпинистах и любви

Сама себе каскадёр
Для съёмок Лени учится кататься на лыжах и покорять альпийские вершины. В это же время девушка начинает увлекаться кинопроизводством и работой кинооператора – ремесла, не характерного для женщины. После определённого успеха «Священной горы» (премьера – 17 декабря 1926) Рифеншталь обратилась вновь к приключенческому кино на тему альпинизма. У неё не было страха высоты, а в кино в то время не было дублёров. Девушка сама лазала по скалам, танцевала на камнях босиком так, что ноги стирались в кровь. Картина «Большой прыжок» (1927) всё того же режиссёра А. Фанка ещё более закрепила положение на немецком кинонебосклоне новой красивой и бесстрашной звезды

«Марлен, не будь свиньёй!» 
Вскоре после премьеры «Большого прыжка» Лени завела знакомство с Джозефом фон Штернбергом. Знаменитый немецкий продюсер и режиссёр предложил сделать из неё мегазвезду, такую же, как он в то время создавал из Марлен Дитрих, снимая её в «Голубом ангеле». Но Рифеншталь отказалась. Фройляйн Дитрих жестоко ревновала её к Штернбергу и даже как-то на одной из репетиций с истинно немецким юмором приспустила брючки и показала Лени голый зад. «Марлен, не будь свиньёй!» – взревел Штернберг.

Сама себе режиссёр, сценарист, монтажёр
В конечном итоге Лени решила снимать сама. Положение зависимой актрисы её не устраивало, к тому же режиссёры, пленённые её внешностью, пытались затянуть молодую женщину в болото любовных отношений. А у спортивной, продвинутой, талантливой кинокрасотки были совсем иные планы. В 1931 году Рифеншталь основывает собственную кинокомпанию «Leni Riefenstahl Studio-Film» и пишет свой первый сценарий художественного звукового фильма «Голубой свет» и сама же берётся за режиссуру, руководство съёмками и монтаж. В целях экономии Лени решила использовать в съёмках непрофессиональных актёров – настоящих крестьян.

 Сюжет фильма был фантастичен. В альпийской итальянской деревне, в полнолуние на вершине горы сверкает голубой свет, играющий роковую роль в судьбе деревенских юношей. Словно зачарованные, они стремятся через горные кручи к чудесному сиянию, но гибнут, так и не достигнув вершины. Рядом с деревней живёт девушка Юнта (Рифеншталь) – то ли колдунья, то ли сумасшедшая. Заехавший в деревню немецкий художник влюбляется в Юнту и узнает от неё, что к таинственной вершине ведёт горная тропа, а голубой свет излучает грот из горного хрусталя. Художник радостно сообщает крестьянам эту весть крестьянам, и они разоряют грот, выломав из его стен куски ценных минералов. Голубой свет гаснет навсегда, а Юнта в отчаянии срывается со скалы…

Поражённая Гитлером
«Голубой свет» получил серебряную медаль на кинофестивале 1932 года в Венеции. Рифеншталь стала известным режиссёром и своё внимание на неё обратил нацист №1 Адольф Гитлер. В феврале 1932 Лени побывала на его выступлении в берлинском Дворце спорта. Впечатлительная, она была поражена атмосферой политического действа, нескончаемых рядов боевиков в форме, а главное – личностью Гитлера, его умением не просто владеть аудиторией, а наэлектризовать её, заставить поверить в себя как в бога

Питавшая слабость к сильным личностям, Рифеншталь в 1933 году даже написала фюреру восторженное письмо. Нуждавшийся в поддержке интеллигенции, Гитлер встретился с фройляйн Лени, выразил восхищение её истинно арийским творчеством и предложил совместно работать на светлое будущее Германии

Геббельс несчастный влюблённый
В это же время Лени знакомится с Йозефом Геббельсом и его супругой. На протяжении всей своей жизни Рифеншталь утверждала, что между ней и министром пропаганды возникла и сохранялась глубокая взаимная антипатия. Причина объяснилась банально. Главный идеолог нацистов воспылал к Рифеншталь нежным чувством. Однажды Геббельс явился к режиссёру прямо домой. Валялся в её ногах и умолял стать его любовницей. Высокая красавица подняла его, скрюченного замухрышку, и вытолкала на лестничную площадку с возгласом: «Ступайте вон, доктор, вы сумасшедший!». После этого случая отвергнутый министр пропаганды возненавидел её, строил всяческие козни. 

Красавица осталась
После постановки под нацистский контроль ведущих кинокомпаний вроде УФА из Германии эмигрировал почти весь цвет немецкого кино: режиссёры, актёры, операторы. В том же 1933 году Геббельс предложил «встать у руля» германского кинематографа Фрицу Лангу, самому крупному и известному немецкому режиссёру, автору национального киноэпоса «Нибелунги» и научно-фантастической антиутопии «Метрополис». Вечером этого же дня, не дожидаясь последствий, Фриц Ланг бежал из Германии. Красавица Лени осталась.

Кино для фаната Лени и НСДАП
В августе 1933 года Рифеншталь принимает лестное ей предложение снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге. К тому же ей было интересно попробовать себя в жанре, к которому женщины особо не допускались, – документалистике. Продюсером фильма выступило министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера «Победы веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Однако в результате путча Рёма ленту практически сразу после премьеры запретили. Причиной этого стало относительно равное изображение в фильме начальника штаба нацистских штурмовых отрядов Эрнста Рёма и Адольфа Гитлера, чего Гитлер не мог допустить.

В 1934 году Рифеншталь впервые получила предложение от сторонней компании «Terra-Film» экранизировать популярную тогда в Европе оперу «Низина». В киноверсии она должна была стать драмой-мюзиклом. Но начавшиеся съёмки фильма в Испании приостановились, так как «Terra» перестала переводить на счета деньги, а сама Лени заболела и к тому же осталась без гроша. 

На выручку пришёл её фанат Гитлер. По его добровольно-принудительному поручению Рифеншталь принялась за съёмку ещё одного фильма о съезде НСДАП. Для этого она основала свою новую компанию – «Reichsparteitagfilm GmbH», цель которой было создание фильма о шестом съезде партии – «съезде единства и силы». «Победа веры» и планируемый «Триумф воли» щедро финансировались нацистской партией.

Невиданные съёмки
В подчинении женщины-режиссёра предоставили команду из 170 человек (из них 36 операторов), а сами съёмки проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. Рифеншталь понадобилось семь месяцев для монтажа и завершения работы над фильмом. Из отснятого материала длительностью в несколько сотен часов Лени смонтировала фильм хронометражём четыре часа

При монтаже она использовала новаторские приёмы: в её распоряжении было 30 камер, они закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях. Гитлера снимали одновременно с нескольких точек. Также новым было использование приёмов внушения, которые до неё никогда не применялись в кинематографе – не информационное, а эмоциональное. Музыку к фильму написал известный композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь

Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в берлинском Уфа-дворце. Талант Лени, отчасти сам того не ведая, породил идеологическое киночудовище – картину, которая до сих пор запрещена к показу на телевидении, а особенно на больших экранах кинотеатров подавляющего большинства стран мира даже современного «толерантного» 21-го века.

Скандал Лени с немецкими кинематографистами, Геббельсом и вермахтом. Фантастические рекорды спортивного блокбастера Рифеншталь «Олимпия». Еврейские погромы, Уолт Дисней, Генри Форд и фройляйн режиссёр. Ужасы фронта и киноактрисы из концлагеря. Рифеншталь в плену. Африка, нацистская эстетика и бездна океана. Столетняя «валькирия» с кинокамерой. Продолжим разговор в следующей нашей встрече.

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№34 (1466) // 23.08.2017 г.

Вернуться на главную страницу 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net