Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Мгновения весны Победы. Часть I
Мгновения весны Победы. Часть I


«Пустынное» начало и 200 000 000

Лето 1973 года. 11 августа. Суббота. 19 часов 30 мин… С этого времени и по пятницу, 24 августа в СССР вечерами наблюдалось совершенно невиданное явление — все улицы городов, посёлков, деревень гигантской страны становились безлюдными. Передвигался лишь транспорт, совершавший необходимую работу — пожарные, милиция, медики и т.п. Автобусы, троллейбусы, трамваи, подобно призракам, двигались с почти пустыми салонами. Всё выглядело так, будто произошло Нечто, показываемое в фильмах-«апокалипсических» катастрофах. Картины «вымерших» улиц смотрелись жутковато. По данным милицейских сводок тех дней (вечеров), по всей стране уровень преступности был резко снижен.

Суббота. 19 часов 30 мин. ЦТ ТВ СССР (1 программа, она же 3 канал). На экранах свыше 200 миллионов телевизоров появился вступительный титр «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького», далее: «По заказу Государственного комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию». Затем появился Он. Главный герой, следящий за полётом стаи журавлей. Прогулка по весеннему лесу. На седьмой минуте вступила Та Самая главная песня, и появился титр с названием фильма, которому суждено было стать одним из подлинных шедевров отечественного кинематографа, культовой, народной картиной, снятой «на века», лентой о подвиге, о победе, о любви к Родине. «Семнадцать мгновений весны» — многосерийная телевизионная художественная картина, которой исполняется ныне 50 «золотых» лет. И сегодня, накануне Великой Победы — исторической и будущей, самое время рассказать об истории создания этой бессмертной киноленты.

Писатель и прототипы

Впервые задуматься об одном из главных персонажей своей литературной жизни журналиста, писателя и сценариста Юлиана Семёнова (наст. фамилия — Ляндрес) подвигли сведения, появившиеся в начале 1960-х годов о Вилли Лемане — гауптштурмфюрере СС, офицере гестапо из Берлина, являвшимся советским агентом внешней разведки под кодом-псевдонимом «Брайтенбах» (см. фото справа на иллюстрации-заставке). Его история вдохновила писателя, и в 1965-м образ Макса Отто фон Штирлица, штандартенфюрера СС, советского разведчика — полковника Максима Максимовича Исаева, окончательно сформировался, чтобы блеснуть в цикле произведений Семёнова, а затем и ряде их экранизаций. Также надо отметить, что образ Штирлица-Исаева стал собирательным образом таких легендарных разведчиков как Николай Кузнецов, Рихард Зорге, Рудольф Абель и других героев.

«Мгновения», журнал, кино, сценарий

Первая публикация романа увидела свет даже не в виде книги, а на страницах литературного журнала «Москва» в 11 и 12 номерах за 1969 год. Самое интересное то, что ещё до журнальной публикации Семёнов умудрился написать и одноимённый киносценарий — «Семнадцать мгновений весны». Здесь стоит упомянуть, что Юлиан Семёнов как кинодраматург уже успел отлично зарекомендовать себя, став к этому времени автором сценария семи картин, среди которых известные: «Будни и праздники» (1961), «По тонкому льду» (1966), «Пароль не нужен» (1967), «Майор Вихрь» (1967), причём, первый, третий и четвёртый фильмы были экранизациями произведений самого писателя. Всего же фильмов, снятых по произведениям Ю. Семёнова, насчитывается свыше 20-ти.

Информация к размышлению. Первое появление Ю. Семёнова в кинематографе, как сценариста — мультфильм «Маленький Шего» (1956).

Ещё до журнальной версии романа, захватывающий сценарий о работе советского разведчика в верхах рейха и попытках нацистов весной 1945 года войти в сговор с американцами (операция «Санрайз» (США) в целях сепаратного мира и дальнейшего совместного нападения на СССР заинтересовал руководство Центрального телевидения в Москве. Длина «Мгновений» (первоначально он был в 13 сериях), не смутила начальство.

Информация к размышлению. Юлиан Семёнов лично встречался с одним из участников реальных событий операции «Санрайз» — сотрудником бернской резидентуры Алена Даллеса — Полом Блюмом.

Сценарий был передан Семёновым на «Ленфильм» для съёмок. Уже был назначен режиссёр, когда на ЦТ появилась 45-летняя Татьяна Лиознова, штатный постановщик фильмов киностудии им. Горького.

«Мгновений» шпионский боевик

Руководство, несмотря на полное женское и мужское равноправие в творчестве, отнеслось к её самозаявленной кандидатуре на режиссёрское кресло «Мгновений» с некоторым скепсисом. Татьяна Михайловна была автором известных успешных и всё же «женских» картин — мелодрам «Евдокия» (1961) и «Три тополя на Плющихе» (1967). Впрочем, начальники вспомнили и о том, что Лиознова поставила весьма неплохие военные драмы («Память сердца» 1958 и «Им покоряется небо» 1963 — о лётчиках-испытателях). Тогда ей было сказано: «Договоришься с Семёновым — будешь ставить «Мгновения». И тогда, горящая желанием во что бы то ни стало экранизировать роман, творчески упрямая режиссёрша атаковала писателя, да так напористо, что тот не выдержал (с небольшим скандалом), вернул у ленфильмовцев сценарий и передал Лиозновой. Ликующая Татьяна взяла написанное в руки и …шарахнулась. То, что она читала в журнальной версии романа, и что ей импонировало, мягко говоря, весьма отличалось. Сценарий тяготел к …шпионскому боевику, хотя и опирался на реальные исторические события и личности. На каждой странице было …не менее пяти трупов, летели пули, велись погони и т.п. «Это как же…» — растерялась поначалу Татьяна Михайловна. «А вот так…» — и Семёнов спокойно уехал в отпуск — в Болгарию, охотиться на кабанов.

«Разборка» режиссёрская, сценарная

С трудом придя в себя после шока, однако не имеющая привычки идти на попятный, Лиознова «атаковала» «шпионскую» версию Юлиана Семёновича и начала с ней «разборки» — работала по 12 часов в сутки — писала (скорей, переписывала) одновременно литературную и создавала режиссёрскую версию сценария. Спала крайне мало, уставала и, тем не менее, ей… нравилось, поскольку была возможность спокойно добавлять свои сцены к литературной версии, которые только дополняли сценарий. К примеру, сцены празднования Штирлицем 23 февраля в романе не было, как и сцены в кабачке «Элефант», где разведчик встречается со своей женой. Интересно, что с женщиной должен был появиться и ребёнок — маленький сын Максима Максимовича, кроха, которого он никогда не видел. Эту сцену, забегая вперёд, сообщу, подсказал Вячеслав Тихонов, и Лиознова вписала её в сценарий. Впрочем, после кинопроб от ребёнка режиссёру пришлось отказаться, справедливо полагая, что малыш слишком отвлечёт внимание зрителя. Решение было верное.

Работа над сценарием тех «Мгновений», которые мы знаем, была закончена в начале лета 1970 года. Фильм было решено снимать на киностудии им. Горького. Лиознова собрала творческую съёмочную группу, и начался важный и трудный процесс — отбор актёров. Одних только основных персонажей многосерийной картины насчитывалось 26 человек.

Штирлиц Макс Отто

Среди коллег Татьяна Михайловна слыла дотошным человеком, профессионалом, уделявшим немалое внимание мельчайшим деталям в своей работе, особо это касалось подбора актёров — как правило, все исполнители ролей в её картинах были всегда идеальным попаданием «в яблочко». «Мгновения» не стали исключением, при этом вовсе не означало, что выбор кандидата был простым — литературно-сценарный (и исторический, если требуется) образ должен был полностью совпасть с ним. Так, главным, центральным героем будущей картины, Максом Отто фон Штирлицем и Максимом Максимовичем Исаевым в одном лице мог стать совсем другой актёр. «Отец» литературного Штирлица, Юлиан Семёнов был твёрдо уверен, что образ его героя воплотит Арчил Гомиашвили — да-да, тот самый Остап Бендер из гайдаевских «12 стульев» — он как раз заканчивал сниматься в этой известной комедии. Интересно, что грузинский актёр весьма неплохо прошёл фотопробы (см. фото), но его кандидатуру не утвердило руководство киностудии, да и сама Лиознова высказывала определённые сомнения.

Ассистенты «уговаривали» режиссёра остановиться на Олеге Стриженове. Штирлицем могли также стать наш земляк Юрий Соломин, а ещё Иннокентий Смоктуновский. Впрочем, последний жил в то время в Ленинграде, и его не устраивало то, что съёмки «Мгновений» планировали вести в течение двух лет. Неизвестно, чем бы дело кончилось, пока однажды Лиознова не увидела Вячеслава Тихонова в экранизации-эпопее С. Бондарчука «Война и мир». Режиссёр позвала актёра на пробы. Вячеслав Васильевич согласился. Его обрядили в мундир штандартенфюрера СС. Он вошёл в павильон и …не понравился Лиозновой — на первый её взгляд показалось, что у нацистского офицера-советского разведчика лицо русского интеллигента. Чтобы исправить ситуацию и образ разведчика, гримёры приклеили Тихонову усы как …у Будённого. Стало ещё хуже. Режиссёр стала медленно закипать. Актёру поменяли усы в соответствии к моменту — как у … Гитлера. Провели фотосъёмку. «Да это же кошмарище-то какое!» — отпрянула от снимков Лиознова и вскипела: «Гримёры, да вы что, совсем?.. Ну сделайте «нормальное» лицо…». Гримёры не подкачали, и вскоре перед объективом камеры появился Тот Самый полковник Максим Максимович Исаев — Штирлиц, чей облик знаком абсолютно каждому жителю-зрителю нашей страны (и не только) вот уже как полвека.

…Главным связующим, причём, едва ли не в прямом смысле, звеном советского разведчика с Родиной и Центром, в романе и в сценарии была… Впрочем, здесь, пожалуй, остановимся. Продолжение истории рождения шедевра отечественного кинематографа — знаменитой культовой телевизионной художественной многосерийной картины, которой ныне исполняется «золотых» 50 лет — на следующей неделе, в «явочный» день — среду.

В финале мне осталось поздравить вас, уважаемые зрители-читатели-друзья, с наступающим праздником Великой Победы!

Часть II
Часть III
Часть IV

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№18 (1762) // 03.05.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net