Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Суровый «Верзила» и другие герои
Суровый «Верзила» и другие герои
Солдаты — будущие звёзды советского кино


Майский ночной небосвод… В его мирной тишине сияют звёзды…. Яркие, спокойные… Но более восьми десятков лет назад они были другими… Как и те светила, которым ещё предстояло взойти на небосклоне, но не на обычном, а на кинематографическом. Звёздам, ныне таким знакомым, множество раз виденным и любимым. Одни дарили нам лирические переживания, остроту захватывающих приключений, другие — весёлый смех и улыбки. Но целые киносозвездия 77 лет назад были совершенно иными. Стреляющие Звёзды. Звёзды, несущие гибель врагам. Яростные звёзды, продвигающиеся через тернии огня, дыма и смерти — к Победе…

Режиссёры и актёры — фронтовики. В «обойме» классического советского кинематографа прошедших ад Великой Отечественной войны было не так уж мало. И они были не чета тем, некоторым современным, осуждающим родную страну, вставшую на борьбу с неонацизмом, льющим на неё грязь и бегущим в чужие страны. Но не будем говорить о кинозвёздных фальшивках-предателях накануне великого Праздника. Сегодня только о Настоящих, с большой буквы, Подлинных, Героических… Кто они, борющиеся с фашистским зверем, будущие звёзды кино, любимцы миллионов зрителей всё новых и новых поколений Страны-победительницы? Накануне Великой 77-й годовщины о них…

Смеющийся над собой, над врагом, над болью
Всего за неделю до начала войны ещё не известный гений советской кинокомедии получил диплом об окончании одной из средних школ Иркутска, а 23 июня 1941 года со своими одноклассниками помчался в военкомат записываться добровольцем. Лёне Гайдаю велели подождать призывного возраста. В 42-м, наконец, дождался. Но отправили не на запад, а в Монголию, объезжать лошадей, предназначенных для фронта. Паренёк рвался в бой. Когда приехал военком отбирать пополнение, на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал «Я!». «Кто в артиллерию?» — «Я!», «В кавалерию?» — «Я!», «Во флот?» — «Я!». «Да подождите вы, Гайдай, дайте огласить весь список». Из этого случая через 23 года родился знаменитый эпизод из новеллы «Напарник» фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Леонида направили на Калининский фронт. Служил во взводе пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл брать языка, был награждён несколькими медалями. В 1943-м, возвращаясь с задания, подорвался на противопехотной мине. Около года провёл в госпиталях, перенёс 5 операций. Ему угрожала ампутация, но он от неё категорически отказался. Боль от этого ранения преследовала всю его жизнь, и возможно, чтобы заглушить её, Гайдай всегда смеялся громче всех.

Солдат свободы против сатаны
Автор эпического и самого масштабного в мире кинополотна о Второй мировой войне «Освобождение», картин «О спорт, ты — мир», «Солдаты свободы», «Сталинград» режиссёр Юрий Озеров начал службу сразу после окончания школы, в 1939 году. Он попал в так называемый «ворошиловский призыв». 22 июня 1941 года он встретил младшим лейтенантом. Прошёл всю войну от первого до последнего дня. В боях под Москвой получил свою первую боевую награду. В апреле 1945 года Юрий воевал под Кёнигсбергом. Штурм этой крепости стал для него одним из самых ярких и жутких впечатлений войны. Пять суток провёл он на маленьком наблюдательном пункте, оборудованном среди вершин высоких сосен. Всё это время продолжалась непрерывная артиллерийская и авиационная подготовка, предшествовавшая штурму Кенигсберга. Окружающая местность превратилась в «лунный» ландшафт, крепость, зловещая, в огне и дыму больше напоминала цитадель, в которой укрылся сам Сатана.

Майор Озеров корректировал удары нашей артиллерии, выкуривавшей нечистого. Позже режиссёр признавался, что ещё много лет спустя снилась эта страшная и величественная панорама мощи оружия, разрушений и смерти. Именно пережитое тогда помогло ему с такой пронзительной достоверностью воссоздать сражения Великой Отечественной войны на киноэкране.

Через тернии войны — к звёздам
Мальчишки 1940-х. Жаждущие подвигов, горящие желанием отмстить обнаглевшим захватчикам… Парнишка с удивительным именем Ричард своё двенадцатое лето отметил побегом из родного черноморского Туапсе. Не желая оставаться в оккупации, он ушёл к партизанам. Служил разведчиком, пускал под откос составы с немецкой техникой, взрывал мосты. На счету мальчика было несколько уничтоженных фашистских захватчиков. В одном из боёв буквально в десятке метров от Ричарда взорвалась граната. Мальчик чудом остался жив, но получил сильную контузию. Война для будущего «командира» космических экспедиций звездолётов «Заря» и «Астра», режиссёра Ричарда Викторова, поставившего самые знаменитые советские фантастические фильмы «Москва–Кассиопея» , «Отроки во вселенной» и «Через тернии к звёздам», закончилась в 1944 году.

Пётр «с приветом от Черчилля»
Летом 1943-го стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища парнишка, который через многие годы подарил нам «Военно-полевой роман», «Любимую женщину механика Гаврилова» и скандальную в своё время «Интердевочку». Уже в следующем 44-м лейтенанта Петра Тодоровского назначили командовать взводом в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта. До места назначения добирался долго. Эшелон сутками простаивал на запасных путях. Сухой паёк был съеден. Пришлось продать шинель, запасное бельё… А когда Тодоровский наконец попал на передовую, ему, молодому, ещё необстрелянному офицеру, сразу дали задание: вместе со связистом найти штаб (к концу дня наступление захлебнулось, связь с ротами нарушилась), восстановить связь, собрать всех, кто остался в живых, и начать рыть линию обороны. Выполняя это поручение, лейтенант Тодоровский впервые попал под сильный артиллерийский обстрел. К концу дня в окопе его начало трясти — давали себя знать накопившиеся в течение дня впечатления, да и холодно было в одной гимнастёрке (шинель-то продал с голодухи). Помог опытный сержант — связист. Стащил с лежащего в соседнем окопе мёртвого офицера новую шинель, но… английскую — видимо дар от союзников. Пётр надел обновку. Кошмар! Полы до земли, рукава длиннющие. Сержант быстро поправил дело ножом. Несмотря на солдатское поверье, если носишь вещи с убитого, то обязательно погибнешь, Тодоровский дошёл в английской шинели до самой Вислы без единой царапины, пока однажды лейтенанта не увидел командир полка: «Это что за чучело?! Привет от Черчилля, что ли?». И велел выдать новую, русскую шинель. Ранение и контузию Тодоровский получил, воюя в новеньком обмундировании. Так развенчивались фронтовые суеверия. В то горячее время передний край постоянно посещали военные кинооператоры. Пётр загадал, что если останется жив, непременно освоит эту профессию и пойдёт в кино.

Последний месяц весны 1945-го Тодоровский встретил на Эльбе. «8 мая мы с тяжёлыми боями вышли к мосту, — вспоминал режиссёр, — а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И вдруг наступила тишина! Мы ведь давно не слышали, как поют птицы, как журчит вода. Река для нас была «водная преграда», красивый пейзаж — «ландшафт местности» или очередной «квадрат», холм — «высота», которую надо занять любой ценой. А здесь благодать, май, лошади в траве на берегу Эльбы валяются. Мы сбросили портянки и тоже упали в траву вместе с лошадьми. И то ощущение счастья, которое я при этом испытывал, словами описать невозможно».

…Любимые всеми поколениями «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Девчата», «Кавказская пленница», «Свадьба в Малиновке»… Блистательные смешные персонажи, воплощённые нашими популярными комическими актёрами. Однако первое амплуа целого созвездия комиков советского кино было далеко от юмора. Жестокие бои, сотни уничтоженных врагов, боль от ран и боевые награды. Один из них…

Суровый «Верзила» атакует
Полный кавалер ордена Славы, кавалер Ордена Красной Звезды и десятка медалей, прошедший горнило Великой Отечественной. В 1962 году он станет добродушным увальнем — матросом Кнышем в «Полосатом рейсе», в 1962 Биллом — похитителем «вождя краснокожих» из «Деловых людей», в 1965-м превратится в знаменитого верзилу Федю из «Операции «Ы», в 1966-м будет подельником самого Бармалея из «Айболита — 66» и т.д.

9 апреля 1944 года, в районе деревни Пилява, после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Сержант Алексей Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита.

А уже летом, точнее, 20 июля того же года, в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 врагов, Смирнов лично взял в плен 7 фрицев!

22 января 1945 года, несмотря на интенсивный огонь противника, со своим расчётом на себе переправил миномёт на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенриди до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер. Однако завершить войну в Берлине герою Смирнову так и не удалось: во время одного из боёв он был сильно контужен взрывом снаряда и после лечения в госпитале комиссован… Уже в бытность актёром Алексея Макаровича не раз выручали фронтовые навыки и воспоминания. Он никогда не прибегал к помощи каскадёров. Так, в комедии «Полосатый рейс» Смирнов без дублёра сидел на палубе в обнимку со спящим львом. А между тем, как выяснилось позже, он смертельно боялся это гривастое хищное чудовище. «Я тогда представил, что это не лев, а неразорвавшийся немецкий фугас, который надо обезвредить. Сразу полегчало», — с улыбкой вспоминал бывший сержант Смирнов.

«Меня склоняли к предательству и звали в РОА». Военные актёры — из всего курса выжил один. Звёзды в окружении. На двух войнах от начала до конца. Мужественные парни и Буратино. Маскируясь «физией»: «деревня», нос—картошка и немцы.

Разведка сказала: «За державу обидно!». Они все сражались за родину… …Об этом — в следующем рассказе о воинах — стреляющих кинозвёздах.

Часть II
Часть III

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№18 (1710) // 04.05.2022 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net