«… А индеец Гойко Митич всех ковбойцев обманул
И куда-то спрятал Золото Маккенны»
(из песни «Я уезжаю в Америку», Трофим)
Прерии. Дикий Запад. Ветер свободы и приключений… Индейцы, ковбои, авантюристы, бандиты… Погони, риск и свинцово-короткий «разговор» «кольтов» и «винчестеров»… Романтика мальчишек от трёх до 90 лет… А ещё был Он — живая кинолегенда для рождённых в эру СССР, чьё имя было и остаётся нерушимо связанным с этой романтикой и свободой. Ныне ему 78. Исполнилось прямо во время горячих съёмок российско-сербской картины «Балканский рубеж», что только что прошла на экранах нашей страны и ещё 35-ти государств. Он вновь воплотил на экране образ мужественного героя — борца и защитника. Он всегда «в седле». Время и возраст для него — ничто. Он, каких бы замечательных и разных персонажей ни играл в кино, всегда был и остаётся для нас Тем Самым Индейцем №1!
Гойко Митич… Грива чёрных волос, гибкое мускулистое тело, смуглый лик с гордым орлиным взглядом. Символ, идол, нет… самый настоящий Тотем с большой буквы, овеянный романтикой приключений для всех пацанов, которым ныне уже за 40 и 55. Эффектный, сногсшибательный, мужественный конкурент «сладкого» А. Делона второй половины 1960-70-х и далее годов для представительниц слабого пола. А началась история нашего героя…
…В прериях детства и юности
Наш Тотем появился на свет 13 июня 1940 года. Будущий Индеец №1 родился, разумеется, вовсе не в прериях дикого Запада, а в Югославии, точнее, в республике Сербия, недалеко от местечка Лесковац, в «вигваме» крестьянской семьи. Словно предчувствуя нелёгкую индейскую кино-жизнь, маленький серб Гойко впервые сел на лошадь, едва научившись ходить. Начиная с самого раннего детства, занятия спортом – футболом, бегом, плаванием стали необходимы парнишке как воздух. Уже в 12 лет Митич-младший выступал на соревнованиях гимнастов за сборную своей школы. Много занимался греблей, фехтованием, дзюдо. Будучи заядлым спортсменом, Гойко твёрдо решил стать учителем физкультуры, в отличие от своего старшего брата Драгана, избравшего профессию юриста.
Сказано – сделано. После окончания гимназии Гойко направил свои стопы в Белградский физкультурный институт, но учителем так и не стал. В социалистической Югославии 1960-х годов начался форменный бум кинопроизводства, запускалась масса совместных кинопроектов с различными европейскими странами, включая «капиталистов»: Великобритания, Франция, Испания, Италия, ФРГ.
Впервые в кадре, или Как Гойко рыцарем был
Далеко не богатый студент Митич решил улучшить своё материальное положение – совместно с «бригадой» студентов-спортсменов начал предлагать «импортным» киношникам свои услуги в качестве актёра массовок. Правда, не совсем обычных.
«Я снимался в сценах, где требовались навыки верховой езды, выполнение сложных и опасных трюков, – вспоминал актёр. – А во время съёмок английского фильма «Ланселот и королева» режиссёр – это был Конуэл Уайльд – заметил, что я очень похож на главного героя, роль которого, собственно говоря, он сам и играл. Вскоре меня утвердили на должность его дублёра. Мне тогда исполнилось 22 года».
Фильм англичанина был отнюдь не «индейским» – события разворачивались в Средневековье. Каждый день студент-физкультурник Гойко надевал тяжеленные доспехи, брал в одну руку пику, в другую щит, да ещё двумя пальцами удерживал за поводья лошадь. Суть трюка заключалась в том, что за Митичем неслось ещё около двухсот всадников, он падал, а они проносились мимо парня, точнее – над ним. Здесь никакой страховки особо не используешь. Нетрудно представить, что ощущал Гойко, когда над ним летели лошади с парнями в рыцарской «экипировке», и каждый такой летящий «объект» был массой более двух центнеров!
Неломающийся индеец и сеньор
Интересная деталь – уже будучи актёром, крутым кино-индейцем, Гойко Митич, всегда исполняющий свои, порой просто невероятные, трюки без дублёров, за всю свою жизнь ни разу не получил ни одной серьёзной травмы. (Как уж тут не вспомнить беднягу, знаменитого «Маленького дракона» – китайца Джеки Чана, у которого на протяжении всей кинокарьеры были хоть раз, но переломаны почти все косточки)!
Однажды в спортзал института, где заканчивал учёбу Гойко, в целях поддержки формы, зашёл профессор – преподаватель театрального искусства. Студент-инструктор Митич в считанные недели помог профессору «подкачаться», а тот, видя заинтересованность парня актёрской профессией, начал давать высокому смуглому атлету частные бесплатные уроки сценического мастерства.
Первая, почти без текста, маленькая роль новоиспечённого актёра Митича была в итальянской картине. И вновь это был далеко не вестерн – Гойко в образе сеньора Де ля Нотте сражался за справедливость на шпагах в тёмных закоулках и катакомбах Венеции.
Апач made in Europe
В 1963 году, наконец, случилось то, что и должно было случиться – ФРГ запустила в производство большой вестерн-проект «Виннету» (в рамках проекта с 1963 по 1966 годы было снято пять больших картин). Эффектный темноволосый югослав – спортсмен и актёр Митич немедленно попал в поле зрения западногерманских продюсеров и был приглашён на свою первую индейскую роль в первой картине цикла о Виннету – «Золото апачей» («Виннету»). Правда, пока не главную. В следующей части – «Виннету – вождь апачей» – роль стала чуть больше, но Гойко немного обиделся на киношников – его фамилию даже не упомянули в титрах.
В последующей картине от 1964 года, так памятной зрителям СССР, «Виннету – сын Инчу-Чуна» (интересно, что в нашей стране премьера этого вестерна состоялась только в 1975 году, причём картина состояла из первого и третьего фильмов цикла о молодом вожде апачей) произошла та же история. Однако, уже в большой финальной картине – «Среди коршунов» Гойко получил одну из центральных ролей – великого воина Вокадеха. Это был первый триумф, закрепляющий «на веки вечные» за молодым югославом имидж Индейца №1 made in Europe.
Публика, в первую очередь немецкая, с восторгом принимала своего нового кумира. Связано это было ещё и с тем, что серия о краснокожем воине Виннету, а также ряд картин германских кинематографистов, снимались по захватывающим вестернам культового немецкого писателя-романиста Карла Мая. Любопытно, что сам Май вообще не бывал в Северной Америке – он никогда не покидал родного «фатерлянда». А свои самые знаменитые произведения написал, сидя в «местах не столь отдалённых», коротая срок, полученный за различного рода мошенничества.
Плохой индеец, хороший индеец
Вначале это покажется несколько странным, но, будучи совсем мальчишкой, в детских индейских игрищах Гойко никогда не хотел быть… индейцем. Почему? Сказывалось влияние голливудских вестернов, что, в отличие от «большого брата» СССР, на экранах кинотеатров СФРЮ были нередкими гостями. Голливуд в то время почти всегда изображал краснокожих исключительно плохими, дикими и чертовски злыми. К счастью, европейская, немецкая киношкола вестерна полностью изменила мнение о североамериканских аборигенах, как у публики, так и у самого Гойко. Здесь всё в нём отличалось от фильмов Джона Уэйна, которые Митич смотрел в детстве. Впервые индейская нация не была представлена дикой ордой, разоряющей поселенцев варварскими набегами. На экранах появились мужественные, стойкие люди, сражавшиеся за свою независимость.
А впереди Митича ждала ещё более громкая слава «главного индейца» Европы – центральные роли в большом цикле «красных» евро-вестернов, заставивших дрогнуть саму колыбель жанра вестерна – США!
Успех в Америке: USA боятся Гойко и «red westerns»! Зоркий Сокол, ФБР, КГБ, Штази – на кровавой тропе войны. Когда Гойко был немаленьким Шлангом…. Об этом в следующий раз. И на этом…
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№14 (1550) // 03.04.2019 г.
0 комментариев