Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Профессионал. К 90-летию Жан-Поля Бельмондо. Часть IV
Профессионал. К 90-летию Жан-Поля Бельмондо. Часть IV


Часть I
Часть II
Часть III

Атлетическая, но без бодибилдерских излишеств, высокая, статная фигура. Лоб «стиральной доской». Крупный, не единожды повреждённый нос. Рот повышенной «губастости».

А при всём перечисленном выше — лучистые, когда жёсткие, чаще — иронически-весёлые, с лёгкой сумасшедшинкой глаза… Сегодня «Синескоп» продолжает повествование о нём — любимце миллионов зрителей всего мира, замечательном, как его называли (и называют) французы (и не только) — Бебеле. Вечном, Великолепном, Асе из Асов и Профессионале — блистательном Жан-Поле Бельмондо!

Рискованный: работа–дом–работа

Если на работе заполучить травму актёр считал нормальным, то… получить травму «бытовую» опасался. Однажды дома папаша-весельчак Бельмондо изображал перед детьми Тарзана, раскачивался на турнике и… свалился на пол вместе с турником. Передние зубы были выбиты. Пришлось немедленно отправиться самолётом за новыми в США. Даже пришлось «замаскироваться», и, чтобы никто ничего не понял, Жан-Поль всю дорогу не вынимал изо рта здоровенную сигару. До очередных съёмок «отремонтироваться» он успел.

В «Страхе над городом» Бельмондо выполнил один из самых опасных трюков — действовал на крыше несущегося поезда метрополитена всего в двадцати сантиметрах от потолка и вблизи от проводов высоковольтной линии. В этой же ленте Бебель спускался с вертолёта на лебёдке и, раскачиваясь на тросе, влетал через стекло в одно из окон небоскрёба. Актёр прихватил с собой мини-камеру, чтобы снять кадр от «первого лица». Один из прохожих, ещё до трюка, посмотрев наверх здания, сказал «съёмщику»: «Я бы ни в коем разе не сделал этого и за сто миллионов». «Да и я, псих, что ли…», — согласился Бельмондо.

Немало трюков Бельмондо выполнил, хотя и по сценарию, но с присущим его персонажам юмором. Так, в фильме «Игра в четыре руки» его герой — авантюрист и мошенник Дюпре — гордо и мужественно летит на верёвочной лестнице под вертолётом над акваторией Венеции в… трусах, «семейских», вызывающе-белых, в красный горошек… Зрители неистовствовали…

Бебель ещё раз, после фильма «Чудовище» (1977), осуществил мечту своего детства — прокатиться «верхом» на крылатой машине. Вновь вставал в полный рост на летящем самолёте времён Второй мировой в «военной» комедии «Ас из асов» (и даже… прикуривал от факела с Олимпийским огнём от 1936 года). В «Одиночке» прыгал с вертолёта на катер…

Однажды с активным трюкачеством пришлось завязывать — на съёмках комедийного детектива «Ограбление» (1985) Бельмондо (главная роль грабителя банка, переодетого клоуном) в возрасте 52 лет получил такую серьёзную травму, что пришлось на год отказаться от работы в кино — пришлось восстанавливаться. «Так. Завязываю . Не хочу быть летающим и стреляющим дедулей», — здраво рассудил Бебель и подыскал себе помощников в деле трюкачества, хотя полностью любимого дела не бросил…

Бебель серьёзный

Как уже говорилось, у Бельмондо, среди череды так любимых им «полицейско-гангстерских» боевиков и авантюрно-приключенческих комедий с характерными персонажами, имелись и серьёзные роли, подтверждающие, что он являлся действительно талантливейшим, разноплановым актёром, что называется, от Бога. Так, в драме Жан-Пьера Мельвиля 1961 года «Леон Морен, священник», где действие происходит во времена оккупации Франции нацистами, за главную роль молодого кюре Морена в 1963 году 28-летний Бельмондо (см. фото в правой части заставки) был номинирован Британской академией (престижная и поныне кинопремия BAFTA) как «лучший иностранный актёр». В драме классика французского кино Алена Рене «Ставиский…» (фильм-номинант на «Золотую пальмовую ветвь», Канны 1974), основанной на реальных событиях, актёр предстал в образе российского эмигранта-авантюриста, еврея, пробившегося при помощи махинаций в начале 1930-х в самые верхи французского истеблишмента. В 1988 году за главную роль актёра цирковой труппы, а затем — уборщика, в мелодраме ещё одного классика кинематографа — Клода Лелуша «Баловень судьбы» (1988) Бельмондо была присвоена престижная кинопремия «Сезар», но Жан-Поль от неё категорически отказался.

Факт о Бебеле и «Сезаре». Причиной отказа послужило то, что автор необычной статуэтки премии — скульптор Бальдаччини Сезар — в своё время нелицеприятно высказывался о работах отца Жан-Поля, также известном французском скульпторе Поле Бельмондо.

…Ещё одной яркой серьёзной работой актёра Бельмондо стало воплощение образа Жана Вальжана (шофёра Анри Фортена) в очередной работе режиссёра К. Лелуша «Отверженные» (1995), где действие романа Гюго было перенесено в первую половину XX века.

Отдельно стоит упомянуть одну из знаковых и важных работ Бельмондо. Она стала особым творческим достижением актёра как высокого профессионала, сумевшего на стыке драмы, триллера и боевика создать один из самых узнаваемых, запоминающихся, по существу, культовых образов в своей кинокарьере — опального французского спецагента — майора Жосслена Бомона (Жосса). Речь идёт о драме «Профессионал», снятой в 1981 году режиссёром Жоржем Лотнером по мотивам романа П. Александера «Смерть зверя с тонкой кожей» (1976). Дополнительный успех картине принёс блистательный саундтрек, написанный композитором Эннио Морриконе, в котором поистине золотыми стали пронзительные композиции «Сhi Mai» и «Le Vent Le cri» («Крик ветра»).

Бебель в СССР

В середине 1970-х, пускай с задержкой, но всё же случился второй восход в карьере Жан-Поля Бельмондо, подаривший ему новые десятки миллионов восторженных поклонников-зрителей. Французская кинозвезда с ослепительным блеском взошла на кинонебосклоне крупнейшей кинодержавы — СССР. В 1976 году на экранах советских кинотеатров вышла довольно свежая (от 1974 года), лихо закрученная, приключенческая комедия — остроумная пародия на «бондиану» под названием «Великолепный». Актёр с «нестандартной» мужской «красотой» (лоб «гармошкой» и т.д.), при этом обладающий невероятным шармом и бешеной энергией, исполняющий сразу две главные роли — писателя шпионских романов и непосредственно супершпиона Боба Сен-Клера, пришёлся по душе всем зрителям, независимо от возраста и пола, да так, что за один прокат собрал свыше 25 миллионов посещений. Говорил впервые «попавший» в СССР Бебель голосом мастера дубляжа и замечательного актёра «Шурика» — Александра Демьяненко.

Интересная деталь «Великолепного». В фильме суперагент боролся с «советскими» агентами, а потому наша бдительная и мудрая цензура при дубляже «перекодировала» страну Албанию в Алвазию, фамилию центрального злодея из Карпофа — в Карпштоффа, советского суперагента Татьяну — в Диану. Фильм от этого ничуточки не пострадал.

Второй в СССР картиной с участием Бельмондо стала историческая драма «Повторный брак», сюжет которой развивался в революционной Франции. На этот раз Бебель заговорил голосом актёра и режиссёра Николая Александровича («Расписание на завтра», 1976, «Завтрак на траве», 1979). В 1977-м все мальчишки СССР начали с энтузиазмом размахивать «шпагами»-палками — было кому подражать. Вышел «Картуш» — фильм «плаща и шпаги» Бельмондо — благородный разбойник и весельчак Картуш идеально говорил голосом Николая Караченцова (голос действительно походил на «оригинал»). Несмотря на то, что лента была снята пятнадцать лет назад, она была «вне времени» (действие происходило в конце XVIII века), собрала почти 35 миллионов зрителей и стала одним из лидеров проката 1977 года.

В следующем году отечественные любители кино и поклонники Бельмондо вновь атаковали кинотеатры — вышел полицейский боевик «Частный детектив» (1976) об охотнике за преступниками. Главный герой вещал вновь голосом А. Демьяненко. Вновь успех, чуть не дотягивающий до «Картуша» — 33 миллиона зрителей!

Рекорд ленты с участием Бебеля побило «Чудовище» (1977) — комедия известного режиссёра Клода Зиди с музыкой Владимира Косма о похождениях каскадёра Мишеля Гоше (и его «двойника» — изнеженной, трусливой кинозвезде Бруно Феррари), вышедшая на экраны СССР летом 1980 года. Говорил, ругался, шутил главный герой лучшим своим русским голосом Николая Караченцова. Успех был оглушительный и побивший все рекорды лент с участием Бельмондо в Советском Союзе — 41,3 млн зрителей!

Мегазвёздность и суперпопулярность Бебеля Великолепного в нашей стране мощно укрепили в 1981 боевик «Кто есть кто?» (дублировал А. Белявский, 39 млн зрителей) и авантюрная комедия «Игра в четыре руки» (голос С. Юрского, 31,2 млн зрителей). Затем, в 1987-м , был «Одиночка», не новый, но захватывающий «Человек из Рио» с молодым Бебелем, в 1990-м случился «Баловень судьбы» и почти вместе с ним — знаменитый «Профессионал». Герои Бельмондо говорили голосом Рудольфа Панкова. А затем окончательно пришла эпоха видео, и Бебель перекочевал в нашей стране на теле- и проекционные экраны.

На круги своя. Профессионал

…Вскоре после своего заключительного финансово успешного проекта «Баловень судьбы» — знаменитый уже и седовласый Бебель — почти ушёл из кино и вернулся к тому, с чего начинал — к театральной сцене, великолепно исполняя главные роли в спектаклях «Кин» (1987), «Сирано де Бержерак» (1990), «Дамский портной» (1993). Однако от кино всё же так и не отказался…

В 1999-м, в возрасте 68 лет, он перенёс тяжёлый инсульт (отнялась правая сторона тела и была парализована речь), однако уже на следующий год сумел полностью восстановиться и вернулся не только в театр, но и снялся в четырёх полнометражных фильмах.

6 сентября 2021 года великий французский актёр Жан-Поль Бельмондо, Великолепный Бебель, Ас из асов, каскадёр и профессионал, на своём 89-м витке вокруг Солнца, покинул эту планету и ушёл под звуки бессмертной Chi Mai. Впрочем, как я уже не раз утверждал, — никуда не ушёл. Он остаётся с нами в памяти и в более чем Восьми Десятках кинокартин. Магия кино…

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№37 (1781) // 13.09.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net