Главная / Авторы / Александр Константинов / Куча кирпича в наследие?!
Куча кирпича в наследие?!
Спасение самого старого каменного строения русской культуры к востоку от Байкала так и не началось


Знакомство с дискуссионными статьями по поводу судьбы музея «Церковь декабристов» вызывает грустные мысли. Пока мы спорим о судьбе одного памятника, на наших глазах гибнет другой — Успенская церковь в селе Калинино (бывшее Монастырское). Об этом напоминал в «Читинском обозрении» (10.11.2021) архитектор Виктор Иванович Кулеш, и мы продолжаем эту тему.

Чудо, ставшее позором
В 2010 г. по итогам конкурса «7 чудес Забайкалья» Успенская церковь в селе Калинино Нерчинского района получила наибольшее количество голосов и стала нашим главным ЧУДОМ, его своеобразным брендом. Изображение церкви помещали на обложки ряда сборников, посвящённых охране историко-культурного наследия края, даже начали сбор средств на её реставрацию. Действительно, 10 лет назад мы надеялись на её скорое восстановление, реалии же оказались совсем другими… К церкви, как и прежде, организуются экскурсии, привозят гостей, но она вызывает уже совсем другие чувства. Гордость за наш край как-то пропадает, начинаешь испытывать стыд и чувство позора, поскольку спасение самого старого каменного строения русской культуры к востоку от Байкала так и не началось. Всё больше удивляюсь тому, как наши предки сумели в начале ХVIII века построить такой храм. Тогда всё русское население в крае только превысило тысячу человек! А в 1725 году построили ещё одну такую же церковь — Троицкую, в черте Нерчинского острога на противоположном берегу Шилки. По прямой между ними максимум пять километров и с колокольни Успенской церкви хорошо просматривались и острожные строения, и Троицкая церковь (тем более был слышен перезвон колоколов). Троицкую церковь на волне борьбы с религией взорвали в середине 1930-х годов. Сейчас о ней напоминают лишь груды кирпича, оставшиеся на месте взрыва (ныне это село Михайловское, которое нерчинцы называют Старый город).

Что делаем?
Почти ежегодно в мае бываю в селе Калинино и каждый раз вижу, что Успенская церковь всё больше приходит в упадок. Уже и внутри церкви находиться стало небезопасно. С 2012 года на территории храма ведутся археологические раскопки. Работы организованы Забайкальским государственным университетом совместно с Забайкальским региональным отделением Русского географического общества и носят инициативный, волонтёрский характер.


Фотографии Евгения Епанчинцева

Благодаря исследованиям академика Н.П. Крадина Успенская церковь с 1980-х гг. имеет статус памятника архитектуры и состоит на государственном учёте. В то же время вопрос о проведении археологических исследований на территории церкви даже не ставился. Чтобы вновь привлечь внимание общественности к церкви и, конечно, стимулировать восстановительные работы на этом памятнике и были проведены археологические исследования. Известно, что сохранившаяся каменная церковь в ХVIII в. была центром Нерчинского Успенского монастыря, а рядом с ней были другие строения и православный некрополь, где по преданию были похоронены первые землепроходцы, пришедшие в эти места в ХVII в.

У северной стены храма внутри современной церковной ограды археологи провели раскопки, которые позволили выявить стратиграфию памятника, определить характер культурного слоя, получить набор артефактов, показать особенности сооружения фундамента. Найдены более трёхсот предметов — фрагменты керамики, фаянсовых и стеклянных сосудов, кованые железные гвозди, пластины слюды. Интересны медный нательный крестик, скорняжная провёртка.

Рядом с алтарём в разведывательной траншее выявлено семь плотно расположенных захоронений (цель их вскрытия не ставилась). Одно из них, как выяснили, перекрыто массивной каменной плитой. Возможно, эти захоронения связаны с начальным временем монастыря. Дальнейшее изучение этой территории может приоткрыть ещё одну страницу нашей истории, связанную с «малым осторожком», построенным в 1653 г. десятником М. Урасовым. О его сооружении на месте, впоследствии занятым монастырём, свидетельствует анализ картографического материала.

Поиски Гедеона
Известно, что у северного входа в храм в 1739 г. был похоронен Гедеон (Георгий Дашков) — один из высших церковных иерархов, бывший вице-президент Святейшего Синода. После смерти Петра I он активно выступал за самостоятельность церкви, необходимость восстановления патриаршества. В 1731 г. в период правления Анны Иоанновны его обвинили в государственной измене, и через несколько лет он оказался «под строгим караулом» в Успенском Нерчинском монастыре. При этом он не был лишён сана! Здесь он и умер в 1739 году. Похоронили его не на монастырском кладбище за алтарём, а как государственного преступника без обозначения места захоронения, с северной стороны от храма. Известие о его реабилитации пришло уже после смерти. Раскопки в этом месте выявили выкладку из плиток алевролита, напоминающую по форме крышку гроба. К сожалению, никакого захоронения под ней не оказалось, и её назначение до сих пор не ясно. Считаем, что при восстановлении церкви следует обозначить примерное место упокоения одного из крупнейших деятелей Русской православной церкви. А может быть стоит подумать и о ходатайстве перед Святейшим Синодом о причислении знаменитого страстотерпца к лику святых?

Что делали геофизики?
По инициативе академика М.И. Эпова к археологическим поискам возле церкви подключились геофизики Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН (Новосибирск) и Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН (Чита) под руководством В.В. Оленченко.

Чтобы выявить границы православного некрополя, были применены современные методы электротомографии и георадиолокации. Кроме этого надо было оценить инженерно-геокриологические условия на территории и в основании церкви. Методом электротомографии через здание были проведены измерения в направлении сторон света. Установлено, что в основании церкви на глубине 1,5 м выделяется область очень высокого электросопротивления. Эта аномалия интерпретируется как мощное ядро мёрзлых пород, сформировавшееся в результате многолетнего воздействия среднегодовых отрицательных температур. Очевидно, что именно мерзлотные процессы повлияли на разрушение церкви, а уже затем разрушение кровли и т.д. Несомненно, обнаруженные геофизиками особенности строения грунта в основании церкви должны учитываться при восстановительных работах.

Есть ли выход?
Археологические и археогеофизические исследования пополняют представления о церкви, о необходимости расширения её охранной зоны, о важности восстановительных работ и т.д. В результате проведённых исследований памятник поставлен на учёт и как памятник археологии.

И всё-таки — что с церковью? Не так давно говорили о том, что важно придать ей статус памятника федерального значения (чтобы получить федеральное финансирование), для этого нужно подготовить соответствующие обоснования и т.д. Что для этого сделано? Получен ли искомый статус? …Такое ощущение, что утрачен движитель решения проблем в отношении Успенской церкви. Тишина! Не слышно о работе общественного совета по восстановлению церкви. Но зато появился «движитель» в отношении другой церкви и «движуха»… Так что при таком подходе можно оставить в наследие, скорее всего, кучу кирпича Успенской церкви и сгоревшие бревна Михайло-Архангельской (музея «Церковь декабристов»).

Читайте также: "Храм, который плачет"

Все материалы рубрики "Задело"
 

Александр Константинов,
доктор исторических наук, профессор,
председатель Забайкальского отделения
Русского географического общества

Фото из архива автора
и Евгения Епанчинцева

«Читинское обозрение»
№48 (1688) // 24.11.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net