Покупая дорогостоящую обувь, мы надеемся, что она будет служить как минимум два–три сезона. Однако на практике подобное происходит не всегда, различные дефекты могут проявиться сразу после покупки или спустя некоторое время. Причин того, что изделие пришло в негодность, всего две: заводской брак и нарушение правил эксплуатации потребителем.
Как действовать, если вы купили некачественную обувь? Как правильно разрешить спор с продавцом? Ответить на эти и другие вопросы нам помог Михаил Тагиев, ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.
Разберёмся в этой проблеме на примере двух, практически аналогичных, ситуаций из реальной жизни. В обоих случаях на этапе покупки качество и внешний вид обуви не вызвали подозрений у покупателей, она вышла из строя в процессе эксплуатации, спустя какое-то время.
Молодая женщина, будем её называть Наталия, в разгар осени купила зимние сапоги в одном из вполне респектабельных обувных магазинов. Спустя пару месяцев наступили холода, а значит — пришло время надевать обновку. Правда, буквально через несколько дней каблук и подошва на одном из сапогов сбились в сторону. С таким дефектом далеко не уйдёшь.
Наталия, мама троих детей, решила, что для её семейного бюджета семь тысяч рублей (а именно такую сумму она заплатила за сапоги) — это существенная потеря, и обратилась за помощью и советом в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.
Сотрудники ведомства отсканировали штрихкод на коробке из-под обуви и обнаружили, что, согласно данным, содержащимся в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ), эта пара сапог ещё не продана и находится в торговой точке предпринимателя, причём совсем не того, чьи данные были указаны в кассовом чеке. Очевидно, маркировка была взята с другого товара и просто наклеена на коробку.
— Мы помогли Наталии написать претензию на имя продавца. Владелица торговой точки поначалу заявила, что якобы самостоятельно провела проверку и не сомневается в качестве и происхождении своего товара. Затем, видимо, имея печальный опыт и понимая возможные последствия, вернула денежные средства в размере стоимости обуви. По сути, это была контрафактная или нелегальная продукция, к тому же некачественная, — отметил Михаил Сафарович.
Напомним, что с 1 июля 2020 года в России была введена обязательная маркировка обуви. Это значит, что на упаковке, этикетке или ярлыке товара, а не на самом изделии, должен быть нанесён код идентификации — 2D криптокод Data Matrix. Маркировка — это уникальный цифровой паспорт, позволяющий отследить путь товара с момента выпуска или ввоза в страну до момента продажи потребителю. Там содержится информация о стране-производителе, сроке годности, основные характеристики и т.д. Генерирует и выдаёт коды по запросу производителя оператор системы — Центр развития перспективных технологий.
Чтобы узнать, подлинный ли товар вы покупаете, нужно отсканировать код с упаковки с помощью мобильного приложения «Честный знак». Стоит учитывать, что продукция без маркировки с большой долей вероятности является контрафактной.
Константин купил себе фирменные зимние ботинки, на которых спустя неделю носки разрушилась подошва. Потребитель обратился к продавцу с просьбой заменить некачественный товар. Продавец ответил, что обувь качественная, и решил подтвердить это с помощью экспертизы.
Экспертная организация дала заключение о том, что обувь вышла из строя в результате эксплуатации, из чего следует вина потребителя.
Константин возместил продавцу стоимость экспертизы, но на этом не успокоился. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю объяснили мужчине, что выводы одной экспертизы можно проверить или опровергнуть только с помощью другой.
Спустя какое-то время Константин пошёл в отпуск, который решил провести в Санкт-Петербурге. Он захватил с собой злосчастную пару ботинок и сделал повторную экспертизу. Общий смысл заключения такой: обувь в процессе эксплуатации пришла в негодность, но из-за того, что изначально была некачественной, по вине производителя. Тут стоит отметить, что вторая организация в техническом плане была оснащена лучше и имела возможность оценить качество материалов, в частности, обувного клея и кожи.
— В данной истории продавец всё правильно сделал, когда самостоятельно заказал экспертизу. Таково требование закона. Однако, вторая экспертиза, проведённая в Санкт-Петербурге, подтвердила правоту потребителя. Сторонам конфликта не удалось договориться мирно, и в ходе судебного разбирательства продавец запросил третью экспертизу, суд её назначил, несмотря на возражения представителя Управления Роспотребнадзора. Но экспертная организация, как и первая, не обладала оборудованием для оценки материала и клея. В результате в основу решения суд положил вторую экспертизу, с продавца за продажу ботинок ценой 8000 рублей взыскали: стоимость обуви, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф 50 % от взысканной суммы, стоимость трёх экспертиз (более 40 тысяч рублей), плюс расходы на юриста — всего около 60000 рублей, — рассказал Михаил Тагиев, который выиграл данный процесс в защиту интересов потребителя.
Расходы на проведение экспертизы (в данном случае неважно, кто был её заказчиком) компенсирует сторона конфликта, которая была неправа. Например, если экспертизу сделал за свой счёт продавец и решение было в его пользу, покупатель должен возместить эти расходы.
Важно учитывать, что экспертизу необходимо доверять организации, имеющей соответствующую лицензию. Мнение сапожника о качестве обуви или мастера по ремонту холодильников, стиральных машин и прочей бытовой техники в качестве доказательств не учитывается.
— Первый продавец оказался в выигрыше, согласившись договориться и компенсировать стоимость товара. Второй, будучи уверенным в качестве своего товара, сделал всё правильно, но в итоге понёс убытки, в семь раз превышающие стоимость товара. Гарантию на товар даёт производитель, и продавец также имеет право предъявить ему претензию. Мировое соглашение имеет ряд плюсов для обеих сторон конфликта, прежде всего это экономия времени, нервов и финансовых средств, — рассказал Михаил Тагиев.
Есть два вида гарантии на обувь: гарантия на обмен и гарантия качества. В первом случае в течение 14 дней со дня покупки вы можете попросить обменять её на аналогичный товар. Поменять неношеную обувь (которая, например, оказалась вам маловата) можно при условии, что сохранился её товарный вид и потребительские свойства, упаковка, фабричные ярлыки и кассовый чек. На упаковку наносится маркировка, без которой невозможно ввести и вывести товар из оборота, поэтому её также обязательно вернуть продавцу.
Во втором случае речь идёт о ношенной обуви, имеющей дефекты. Делаем следующее:
Шаг 1. Составляем претензию продавцу в двух экземплярах (один передаётся продавцу, другой остаётся у потребителя). Продавец в течение десяти дней рассмотрит претензию и либо согласится с вашими доводами, либо предложит сделать экспертизу. Продавец должен самостоятельно осуществить это в течение всего гарантийного срока, установленного производителем или магазином. Если вы решили сами обратиться в экспертную организацию, то обязательно уведомите об этом продавца, желательно в письменной форме, под подпись. В противном случае ответчик имеет право сказать, что не знал о ваших намерениях и был готов вернуть деньги.
Шаг 2. Если вы самостоятельно сделали экспертизу и её результат оказался в вашу пользу, то желательно ещё раз обратиться к продавцу и ознакомить его с полученными результатами, а также предложить договориться мирно.
Шаг 3. Если с продавцом договориться не получилось, пишем исковое заявление в суд.
Шаг 4. В Управление Роспотребнадзора за консультацией можно обратиться тогда, когда вы вручили продавцу письменную претензию и он вам отказал в удовлетворении ваших требований.
Претензия должна содержать:
1) реквизиты (данные) торговой организации, которой направляется претензия, и информацию о потребителе, права которого нарушены, в том числе адрес и номер телефона для связи;
2) в описательной части указывается наименование приобретённого товара, дата его покупки и стоимость. Также здесь описывается недостаток товара (либо другая причина отказа);
3) требования к продавцу: вернуть уплаченные денежные средства, обменять товар, исправить недостатки или другое;
4) дата подачи претензии и подпись заявителя;
5) на экземпляре потребителя продавец должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчёта срока исполнения указанных в претензии требований). Если продавец отказывается принять претензию, её можно отправить письмом на юридический адрес ответчика и взять на почте квитанцию об отправлении.
Все материалы рубрики «История одного потребителя»
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№6 (1802) // 07.02.2024 г.
0 комментариев