Найти себя в разнообразии современных профессий очень непросто. И, прежде чем делать выбор, хорошо бы попробовать себя в разных сферах — понять, что тебе нравится, а что совсем не подходит.
Сотрудники отдела экологического просвещения Сохондинского заповедника, благодаря грантовой поддержке фонда «Красивые дети в красивом мире», решили помочь школьникам сделать шажок навстречу заповедному миру и познакомить ребят с работой учёных, экопросветителей, инспекторов и даже специалистов административного отдела (да, вот так всё серьёзно!) Сохондинского заповедника.
Это большой проект по профориентации для школьников, в рамках которого будет издана книга под названием «Мама, это по любви!» (6+), оформленная красочными иллюстрациями. В лёгкой, увлекательной форме она расскажет, кто они — люди, посвятившие жизнь сохранению природы. И как стать одним из них.
Кроме того, будет создана настольная игра «О заповедной системе» (6+). Эта увлекательная игра-бродилка станет основой для профориентационных уроков в 6–9 классах. Она расскажет ребятам о природе и работе Сохондинского заповедника.
Все эти проекты находятся уже на самой активной стадии работы, но нам не терпится поделиться с вами небольшими и интересными подробностями из мира заповедных профессий. Поэтому мы представляем сегодня интервью с человеком, который долгое время работал в отделе научного исследования Сохондинского заповедника. Знакомьтесь — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Международного научного центра в области экологии и вопросов изменения климата АНОО ВО «Университет «Сириус» Ирина Козырь.
— Ирина, расскажите, кто такой научный сотрудник заповедника? Чем он занимается?
— Научный сотрудник заповедника — это человек, который исследует природу заповедника: животный, растительный мир, ландшафт и другое, отслеживает происходящие в ней процессы, наблюдает, фиксирует, анализирует. На основе анализа собранного материала, как фактического, так и из литературных источников, он пишет научные статьи, монографии, призванные осветить интересные факты и явления в научном сообществе и среди широкого круга людей.
— Почему научная работа в заповедниках устроена не так, как все представляют?
— Дело в том, что, прежде чем судить о какой-либо профессии или чьей-либо работе, нужно для начала в неё окунуться, погрузиться и прочувствовать на личном опыте.
— Изучение каких школьных предметов поможет стать научным сотрудником заповедника? Пригодятся ли в данном случае знания английского языка и математики, изобразительного искусства и черчения?
— Конечно же, знание биологии, экологии, а также математики, русского языка, истории, английского языка и других предметов. Нужна и физическая подготовка, так как ходить с большим рюкзаком за спиной по пересечённой местности заповедника придётся много. В целом, важна любознательность, поиск ответов на вопросы «А почему это так происходит?» Для этого нужно проанализировать предыдущие сведения — здесь пригодится знание истории. Следует поработать с данными, применяя статистические и другие методы — тут нужна математика. В современном мире большинство иностранных источников информации представлено на английском языке, поэтому нужен достойный уровень владения им. Английский язык пригодится и в том случае, если публикация планируется в иностранном издании. Чтобы грамотно написать статью, отчёт, книгу, нужны знания русского языка и литературы. Чтение книг даёт начитанность и грамотное выражение мыслей. В общем, пригодятся знания из любой области.
— Как проходит рабочий день заповедного учёного: в лесу или за компьютером?
— И в полевых условиях, и за компьютером. На природе научный сотрудник собирает материал для последующего его анализа в кабинете. Например, полевой сезон у ботаника, а это в основном с весны по осень, совпадает с вегетационным периодом растений, а у зоолога он длится круглый год. Зимой это учёт зверей и птиц на зимних маршрутных учётах, весной — весенних миграций животных, летом — животных, которых возможно учесть только в это время года (например, дикий северный олень, горал и другие), осенью — учёт на реву копытных животных и так далее. В свободное от полевых работ время научный сотрудник обрабатывает собранный материал.
В сборе сведений ему помогают госинспекторы заповедника. Это «глаза и уши» заповедника, так как они находятся на его территории круглый год. Для фиксации тех или иных явлений и фактов госинспектору выдаются дневник наблюдений, фенологическая анкета по сезону, учётная ведомость. Все зафиксированные сведения поступают в научный отдел для обработки и последующего анализа. Потом этот материал сводится в ежегодный отчёт «Летопись природы заповедника» — совместный труд всех сотрудников учреждения.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы изучать волков, медведей, тарбаганов и оленей в их естественной среде обитания?
— Конечно же, знание биологии этих животных, методов их учёта и анализа. Следует знать территорию заповедника, где звери обитают, и предполагать, в каком месте их можно встретить, выявляя новые местообитания или пути миграции. Необходимо и знание техники безопасности и правил поведения с дикими животными. Пригодятся наблюдательность, усидчивость и прыткость.
— Можете описать радости и трудности научной работы?
— Если говорить о научной работе в заповеднике, то это, конечно, первозданная природа. Ты изучаешь её, исследуешь, глубже начинаешь понимать происходящие в ней процессы, о которых читал только в книгах, а теперь наблюдаешь воочию. Ты собираешь сведения и анализируешь их, видишь динамику происходящих процессов, открываешь новые виды или их неведанные ранее местообитания. Конечно, это романтика полевых условий, когда ты после трудного перехода готовишь еду на костре, пьёшь вкуснейший чай из местных трав. Ты находишься в своей стихии, ведь все мы вышли из природы. Ты общаешься с ней тет-а-тет и своей научной деятельностью вносишь вклад в её изучение и охрану. Ты работаешь в команде с такими же профессиональными любителями и знатоками природы. Если всё это тебе по душе, значит, ты на верном пути. Конечно, как и в любой работе, не обходится и без трудностей: нужны хорошая физическая подготовка, большой багаж знаний, качественное оборудование для последующей обработки собранного материала и его анализа — микроскопы, бинокуляры, компьютеры и другое. Необходимо своё рабочее место, а также место для хранения коллекций: гербарная, образцы бабочек, жуков, тушек животных, перьев и так далее.
Не менее важно обеспечение полевым снаряжением. И, конечно, достойная оплата труда и предоставление жилья приезжим сотрудникам. Ведь если человек вынужден постоянно думать только о том, как прокормить себя и свою семью, то романтика любого места и желание там работать сводятся к нулю. Только при совпадении и упорядочивании вышеупомянутых компонентов возможно, что заповедная наука выйдет на передовой уровень.
— Какие карьерные возможности существуют у научного сотрудника заповедника?
— Все возможные, вплоть до Нобелевской премии. Главное — желание и время.
— Какой совет вы дадите школьникам, планирующим стать заповедными научными сотрудниками?
— Развивайте в себе любознательность, любовь к природе, спрашивайте себя чаще: «Почему это происходит, зачем?» Природа — это самое близкое для нас. Она ведь в нас самих. Берегите природу, изучайте её, и она откроет вам много интересного.
Все материалы рубрики «Забайкалье многоликое»
Наталья Смолянская,
методист отдела экологического
просвещения Сохондинского заповедника
«Читинское обозрение»
№42 (1838) // 16.10.2024 г.
0 комментариев