Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Ва-банк» и 40 лет гастроли трубача с подельниками. Часть II
«Ва-банк» и 40 лет гастроли трубача с подельниками. Часть II


Часть I

Осень. Парк. Золото листвы. Дорогое, богатое авто. Двое молодых парней в салоне «тачки» и один в возрасте. Все одеты в элегантные пальто. Один из парней вынимает из кармана металлический цилиндр и спрашивает пожилого: «Вы знаете, что это такое?».

«Глушитель», — отвечает мужчина в возрасте. Второй парень, ухмыляясь, произносит: «Договоримся или добавить к нему револьвер?». Пожилой спокойно суёт руку в карман и вынимает маленький металлический блестящий предмет. Парни замерли в напряжении и …недоумении. «А вы знаете, что это такое? — также спокойно говорит пожилой. — Мундштук… От трубы. Я музыкант».

…В темноте зала — приветственный гул с нотками восторга. 40 лет назад, в 1982 году у себя на родине, в Польше, затем в остальных странах, а затем, в 1985-м, и в кинотеатрах СССР с аншлагами идёт блистательная картина поджанра «фильм-ограбление» и комедия в одном «флаконе» молодого польского режиссёра Юлиуша Махульского, ставшая ныне классикой под названием «Ва-банк».

Сегодня «Синескоп» продолжает рассказывать историю появления этого шедеврального кино-гоп-стопа, его «подельников» и компании… Ну что? Понеслась…

Где город взять?

По сценарию действие фильма разворачивалось в Варшаве середины 1930-х, которую, как оказалось, воссоздать было невозможным — тот город, в котором орудует в порыве праведной мести Квинто с подельниками, был, за исключением немногих зданий, разрушен ещё во время войны и сохранился только на старых фотоснимках. Махульский, коему к моменту съёмок было всего 25 лет, поначалу растерялся: «Где же, и самое главное, как снимать старую Варшаву?». Никаких денег не хватит на громадные декорации и никакие комбинированные съёмки не справятся полноценно с такой задачей. И вдруг выяснилось, что «роль» старой Варшавы может запросто «исполнить» …город Лодзь и её окрестности. Именно в Лодзи была «обнаружена» гостиница, где должен был проживать только что «откинувшийся» бывший медвежатник Квинто (лодзинский Гранд-отель). А ресторанчик, в котором музицировал на трубе главный герой, отыскался неподалёку от Лодзи, в городе Пётркув — Трыбунальски.

Любопытная кино-ва-банк-улика. Вышеупомянутый ресторан «исполнил» в будущем фильме ещё одну «роль» — после «грима» он стал …банком мошенника Крамера, тем самым, который и пошёл брать Квинто.

Итак, в фильме, по большей части, всё было с учётом лёгкого декорационного «грима» натуральным, включая даже внутренние интерьеры квартир, ресторанов, офисов, магазинов и прочих помещений. Лишь для одной сцены была построена полноценная декорация — труба, через которую криминальные мстители проникли в банк.

Пан медвежатник и …музыкант

Тем временем Махульский на крупнейшей киностудии страны — «Кадр» занялся отбором актёров для «ва-банковой» «киноавантюры».

…Ещё работая над сценарием фильма, Юлиуш в образе главного героя будущей картины видел своего отца — популярного актёра театра и кино Яна Махульского, роль Хенрика Квинто изначально писал под него. Однако, когда дело дошло до утверждения актёра на роль, появилась серьёзная проблема. Дело в том, что Махульский-старший и в театре, и в кино был известен как исполнитель положительных, добрых, мягких интеллигентов. Актёр ну никак уж не подходил, по мнению худсовета «Кадра» и его руководителя — известного режиссёра Ежи Кавалеровича («Поезд» 1959 — в СССР под названием «Загадочный пассажир», масштабный исторический «Фараон» 1966) на мрачного, жестковатого медвежатника. Тем более на роль Квинто претендовали уже двое других артистов. Но Юлиуш и здесь пошёл ва-банк, буквально заставил отца пройти ещё одни фото- и кинопробы. Во время съёмки сын запретил папе маскировать свои залысины, которых тот всегда стеснялся. Одел по европейской моде середины 1930-х, в пальто. Настоял, чтобы папа говорил низким голосом (между тем Ян Махульский и на сцене, и в кино всегда произносил свои реплики в более высокой тональности). И запретил …улыбаться. Когда Кавалерович увидел на фото и на экране мрачного, даже угрюмого мужчину, явно недавно вернувшегося из мест заключения, хотя и по-своему элегантного, но и обдумывающего планы мести, он понял, это было 100% попадание в образ.

Ян Махульский исчез и в мир явился Хенрик Квинто, бывший медвежатник, музыкант и мститель.

Забавная кино-ва-банк-улика. В одном из интервью, вскоре после триумфальной премьеры «Ва-банка» журналисты спросили у «Квинто»: «Что для вас, товарищ Махульский, было самым положительным, приятным во время работы над картиной? «Квинто» не задумываясь, заявил: «Пальто». И пояснил, глядя на удивлённые лица пишущей и телевизионной братии: «Знаете, у меня было шикарное, чертовски удобное пальто. Теперь такие не шьют… Хотел я его себе оставить, да вот только жена «наехала» и сказала, что выгляжу я в этом старомодном одеянии как старый хрыч»… И «Квинто» рассмеялся…

Подельники

У нашего героя их было трое: молодые, талантливые и перспективные братья — жулики-грабители Мокс и Нута и старый опытный мошенник-пройдоха по фамилии Дунчик (Duńczyk с польск. — датчанин) — с соответственным прозвищем Датчанин.

Первого — красавчика Мокса, «косящего» под богатенького интеллигента, пролетария из автомастерской 27-летнего актёра Яцека Хмелика Юлиуш нашёл случайно — забрёл как-то выпить пивка в один из лодзинских ресторанчиков и увидел сидящего за столиком парня, одетого среди «джинсовой» и кожано-курточной молодёжи вызывающе странно — в костюм-тройку, со шляпой на голове — в стиле 1930-х годов. Махульский уже слышал о нём — это был выпускник актёрского факультета лодзинской киношколы, закончивший её пять лет назад и успевший сняться в трёх не слишком громких телесериалах. Юлиуш подсел к парню, представился и без обиняков предложил: «Хочешь исполнить одну из главных ролей в фильме, который я собираюсь снимать?». Хмелик назвал своё имя и сказал, что не против.

«У меня только условие, — предупредил Махульский, — отвечай сразу и прямо сейчас, не читая сценария». Хмелик согласился и стал… Моксом. Персонажем, который прославит его в будущем, как актёра.

Нута. На роль брата-эстета Мокса – также пролетария–механика, служившего в частной автомастерской Нуты, был приглашён 30-летний актёр Кшиштоф Кершнофский, также в прошлом выпускник лодзинской киношколы, имевший киноопыт участия во второстепенных ролях в трёх фильмах (один из них — «Наркоз» от 1978 года, был снят известным режиссёром Анджеем Вайдой).

Датчанин. Стать этим немолодым, но чертовски обаятельным авантюристом-жуликом и продувным бестией Махульский с жаром предложил знаменитому польскому актёру Анджею Лапицкому (известен в СССР по фильму «Земля обетованная» 1973, Золотой приз IX Московского МКФ — 1974, реж. Анджей Вайда). Но Лапицкий отказался. Режиссёр расстроился: в противовес солидному по габаритам Квинто требовалась для дополнительной «иронии и комизма» «противоположность» — небольшого роста, худенькая, шустрая, оптимистическая в меру и со специфическим юморком. С месяц в «Кадре» перебирали кандидатуры. Безрезультатно. Пока однажды кто-то не упомянул о Витольде Пыркоше, снявшемся более чем в 50 кино- и телефильмах, исполнившем одну из значительных ролей в недавно вышедшей и успешной картине Кшиштофа Занусси «Константа» (1980).

Познавательная кино-ва-банк-улика. В. Пыркош засветился в картинах, снискавших популярность в СССР: «Рукопись, найденная в Сарагосе» (фэнтези—драма и комедия 1966), «Знаки на дороге» (1969 с участием в одной из главных ролей актрисы Галины Польских), сериалах: «Четыре танкиста и собака» (1966-70 гг. — капрал Вихура) и «Ставка больше, чем жизнь» (1968, — оберштурмбанфюрер Кляйн).

…Когда Юлиуш на ближайшей фотопробе поставил своего папу в образе Квинто рядом с невысоким поджарым Витольдом Пыркошем-Датчанином, щеголевато одетым по той же моде 1930-х, он был в восторге — парочка мстителей-грабителей была что надо.

Крамер-банкир и негодяй

Роль главного антагониста Квинто — банкира, мошенника и негодяя Густава Крамера была предложена Леонарду Петрашаку (был известен, прежде всего, по сериалам: военно-приключенческому «Ставка больше, чем жизнь» и историческому «Чёрные тучи» 1973, где исполнил главную роль). Петрашаку было интересно почувствовать себя в роли мошенника, и он согласился.

Законники

Комиссаром Пшигодой, расследующим ограбление банка, мошенника и банкира по совместительству Крамера стал актёр Юзеф Пара (известен советскому зрителю по фильму «Гангстеры и филантропы» 1962 и драме, одной из лидеров проката в СССР 1976 года — «Прокажённая»).

Комиссар Кармелицкий. В этой небольшой, но примечательной роли комиссара, ставшего полюбовником и сожителем жены Квинто, с которым «откинувшийся» герой сталкивается, придя к себе домой, а затем и при аресте — проверке алиби режиссёр очень хотел видеть популярного драматического и комедийного актёра Ежи Штура (позже снялся в других знаменитых фильмах Махульского «Сексмиссия» 1983, «Кингсайз» 1987, «Дежа Вю» совм. с СССР 1989 — главная роль — киллер Джон Поллак, по прозвищу Профессор). И Штур …отказался. Молодого 26-летнего очкарика Махульского-младшего актёр счёл каким-то невразумительным и ненадёжным парнем, который даже не смог объяснить, о чём его фильм. Позже Штур, хотя и в иронической форме, но будет выговаривать Махульскому за то, что тот не сумел убедить его сниматься в «Ва-банке».

Теперь о дамах, задействованных в фильме! Это…

…Но нет. Об этих замечательных и таких разных пани — в следующей нашей встрече, как и об истории рождения любимого миллионами соучастников-зрителей кино-гоп-стопа под названием «Ва-банк», коему со дня премьеры исполнилось юбилейных 40 лет. Wszystkim — powodzenia!

Часть III

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№45 (1737) // 09.11.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net