В Чите, как и в любом другом городе, полно исторических мест, домов и районов. Некоторые из них объединены в туристические маршруты, как, например, Багуловая тропа. Какие-то маршруты — пока лишь только задумка. А некоторые, как «Квартал декабристов», появились недавно.
Любовь Потехина, младший научный сотрудник отдела «Музей декабристов» Забайкальского краеведческого музея им. А.К. Кузнецова рассказала о том, что же интересного увидят читинцы и гости города, отправившись в путь по этому маршруту.
Идея создать такую тропу у сотрудников краеведческого музея появилась несколько лет назад: многих туристов очень привлекает именно декабристская тема. Гости города часто спрашивали: «а что можно ещё посетить помимо музея?». Есть ещё библиотека № 9 имени декабристов Нарышкиных. Там находится небольшой музейный уголок, где рассказана история этой семьи. А ещё в Чите много топонимов, связанных с декабристами: улица Декабристов, что недалеко от музея, набережная реки Чита им. Завалишина, площадь Декабристов с библиотекой имени великого поэта и большого друга мятежников, Александра Пушкина. Конечно же, для полного погружения в эпоху 19 века, какой Чита была при декабристах, хотелось показать что-то ещё. — На основе архивных данных, воспоминаний современников декабристов, систематизированных силами Елены Калашниковой и Нины Козловой, основательниц Музея декабристов, и был создан новый туристический маршрут. Спонсором выступила компания «Удоканская медь», — рассказывает Любовь Потехина.
— Так появилась готовая пешеходная экскурсия. По своему техническому исполнению она похожа на маршрут «Багуловая тропа». Начало — у стенда в Сквере «Любви и верности». Сканируете верхний куар-код, загружаете сайт «izi.travel» и в путь! Голос диктора рассказывает об истории этих мест и подсказывает, куда следовать далее.
Как отмечает Любовь Ивановна, во время пандемии у специалистов музея было много свободных часов, чтобы разработать маршрут, сделать его содержательным и интересным.
Решили начать тропу от сквера со скульптурной композицией «Любовь и верность». Изваяния мужчины и женщины в костюмах 19 века условно посвящены декабристу и его возлюбленной. Авторы памятника определили, что эта скульптура будет данью уважения ко всем женщинам, кто следовал за своими возлюбленными в Забайкалье или Сибирь. Потом были жёны врачей, геологов, строителей и так далее.
— Это центр города, условная привязка к декабристам и замечательное место, чтобы сфотографироваться. Сквер находится на пересечении улиц Амурская и Столярова. Столярова в некоторых источниках 19 века условно называли Дамской, что неспроста, на ней находились дома некоторых жён декабристов. Улицу Амурскую называли Почтовым трактом. Вся переписка знаменитых узников направлялась по этой дороге, — объясняет Любовь Потехина. — Сами декабристы не писали писем, писали их жёны.
Не будем открывать читателю всех тайн нового маршрута, но отметим, что всего на Квартале декабристов находится 4 стенда. Они оформлены в кирпичном цвете, цвете земли. Первоначально мятежников отправляли на каторгу, добывать серебро. Но в рудниках работало их лишь 11 человек. В Чите на тот момент не было обнаружено полезных ископаемых. Здесь декабристы подметали улицы и засыпали большой овраг. Коричневый, кирпичный — это цвет земли, земляных работ, а ещё и церкви Декабристов, её брёвен, дерева, Читы деревянной.
— Коричневый маршрут является частью зелёного маршрута. Зелёный — это цвет надежды. Для декабристов зелёный цвет был очень важен. Часть из них ещё до восстания состояли в литературном кружке «Зелёная лампа». В «Зелёной лампе» был и Александр Пушкин, — говорит Любовь Потехина.
В аудиоэкскурсии чётко даётся указание, как двигаться по маршруту, поскольку других опознавательных точек здесь нет. Со сквера туристу нужно будет выйти на Столярова, спускаться до адреса за номером 6. Ранее на этой улице находились дома жён декабристов (Александрины Муравьёвой, в девичестве графини Чернышёвой. Муравьёва оказалась в Чите с тайным посланием от Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд»). Теперь же здесь — частные деревянные дома. И сельского типа улица, размытая дождями. Сотрудники Музея декабристов с болью замечают, что перекрёсток Столярова и Селенгинской неблагоустроен, неасфальтирован. Постоянно ведутся раскопки. Тротуаров практически нет. Вот и на сей раз, когда автор этих строк исследовала маршрут, здесь обнаружились кучи грунта: рядом ведутся какие-то работы коммунальных служб.
— Хотелось бы обратить внимание на то, как свалили грунт на территории археологического памятника «Старая Чита». Здесь, на площадке между Столярова и Селенгинской, в 2000 годах проводились археологические работы, учёные выявили часть частокола времён декабристов. Здесь ничего нельзя строить без дополнительных археологических исследований. А грунт необходимо убрать, — обращается к властям разного уровня Любовь Потехина.
По её словам, есть идея, как обустроить этот уголок города, чтобы он стал полноценной частью декабристского квартала. Заборы частных домов можно заменить (бесплатно для местных жителей), а на них перенести репродукции видов Читы, нарисованных декабристом Бестужевым и другими узниками. По адресам, где стояли дома жён декабристов — разместить памятные барельефы с упоминанием о том, что здесь, например, стояли ещё и дома Трубецкой, Волконской… Но, конечно же, нужно внимание чиновников, спонсоров… Да, сразу всё сделать не получится, а вот если действовать шаг за шагом?
На Селенгинской находится второй стенд. Он посвящён территории тюрьмы, которая располагалась в этом районе. По данным историков, тут содержалось 85 декабристов. Сначала их разместили в домах, оборудованных под тюрьму, а потом — в казематах. В камерах узники содержались в кандалах и тесноте. Жили хоть и «как селёдки в бочонке, но по-человечески». В комнатах были шкафы, книги, кровати. На территории тюрьмы декабристам разрешили сделать дополнительные помещения: столярные, ремесленные, огороды. Каждый узник старался не тосковать от своей доли, а стремился занять себя чем-то полезным, тем, к чему у него была способность. Братья Бестужевы делали мебель, а старший из них, Николай, хорошо рисовал. Многие мастерили вещи для жизни. Огородами занимались декабристы Волконский, Поджио.
Третий стенд тоже разместился по улице Селенгинской, но с другой стороны, возле библиотеки №9. История гласит, что это дом декабристки Нарышкиной. По плану Фаленберга он находился выше. Его перенесли ближе к церкви и перестроили. Здание деревянное, одноэтажное, с мезонином. У Елизаветы Нарышкиной своих детей не было, и она удочерила ребёнка местных жителей. Однажды к ней пришла женщина с грудным ребёнком, она родила вне брака, и муж приказал избавиться от младенца. Девочку звали Ульяна. Декабристка и её муж воспитали дочку, развивая её природные таланты к музыке. Ребёнок внёс в семью Нарышкиной много радости, избавил от тоски, девочку называли соловьём, так хорошо она пела…
Последний пункт нашей тропы — Михайло-Архангельская церковь или церковь декабристов. Построена она в 1776 году. Второе, декабристское название она получила потому, что тут, находясь в ссылке, венчались узники И. А. Анненков с П. Гёбль и Д. И. Завалишин с А. С. Смольяниновой. Рядом с церковью похоронена дочь Волконских — Софья и жена декабриста Завалишина.
— Религия и просвещение — это две ветви одного дерева, культуры, — говорит Любовь Ивановна, предваряя вопрос об извечном споре, что же должно находиться в этом старинном, бревенчатом здании: музей или место для богослужений. — И мы должны заботиться о том, чтоб это здание сохранилось для последующих поколений. А все распри отвлекают внимание от необходимости реставрации Музея декабристов (последняя была 36 лет назад), благоустройства ближайших улиц. Некоторые думают, что декабристы — государственные преступники, мятежники, что они недостойны внимания. Но здесь, в Забайкалье, они посвящали себя не революции, а преобразованиям, в том числе и тех каторжных мест, где находились. Оказавшись в Забайкалье, они шаг за шагом улучшали здесь жизнь: открывали школы, в том числе и для обучения девочек, помогали обездоленным, учили коренное население. Не зря же Бестужева называли «Улан Наран» — Красное солнышко. Он и женился на бурятке. Семья Волконских организовывала культурные мероприятия: музыкальные салоны, занимались сельским хозяйством. Завалишин в Чите обучал детей, давал лекарственные наставления читинцам.
Декабристы — история о силе духа, что даже в сложных жизненных обстоятельствах люди нашли в себе силы мечтать о переменах, улучшать жизнь Читы и Забайкалья. Когда декабристы уезжали в Петровский завод, их провожали местные жители, такой они оставили след в народной памяти…
Вот и завершилась Тропа декабристов. Но это ещё не всё. Любопытный турист может проследовать на экскурсию в одноимённую церковь. Здесь сохранилось много артефактов 19 века, а ещё — неповторимая атмосфера тех времён.
Экскурсия «Квартал декабристов» начала работать с июня этого года. За пару месяцев аудиогид прослушало более 200 человек.
— Квартал декабристов — это аудиогид по самому сердцу Читы и местам, связанным с жизнью декабристов и их жён. Маршрут пешеходный, оснащён 4 стендами, где вы считываете куар-код и слушаете аудио-гид на трёх языках — русском, китайском и английском. На стендах также информация о ключевых объектах тех времён, — комментирует Любовь Ожегова, начальник управления международных связей и туризма администрации города Читы. — Квартал стал продолжением проекта пешеходных маршрутов в Чите. Первый — Багуловая линия, он появился в прошлом году. Второй — Квартал декабристов. Далее мы займёмся Зелёной линией. Инициаторы создания квартала — сотрудники Музея декабристов. Они выиграли грант «Удоканской меди», администрация Читы помогала организационно, работала с подрядчиками и сделала перевод аудиогида.
Все материалы рубрики «Улицы нашего города»
Виолетта Вдовяк
Фото автора
«Читинское обозрение»
№30 (1774) // 26.07.2023 г.
Был дом не Нарышкиных, а Нарышкиной. И общеизвестно, что то строение, что сейчас выдаётся за дом Нарышкиной — это НЕ дом Нарышкиной. Зачем…
Читать ещё ↓
Был дом не Нарышкиных, а Нарышкиной. И общеизвестно, что то строение, что сейчас выдаётся за дом Нарышкиной — это НЕ дом Нарышкиной. Зачем людям мозги пудрить? Буду писать статью на эту тему писать, надоело читать про этот обман.
А дом Муравьёвой находился примерно по Столярова, 2. Но никак не по Столярова, 6.
Надо проверять факты.
В статье нигде не написано, что дом Муравьевой находился на месте Столярова,6. «Со сквера туристу нужно будет выйти на Столярова, спускаться до…
Читать ещё ↓
В статье нигде не написано, что дом Муравьевой находился на месте Столярова,6.
«Со сквера туристу нужно будет выйти на Столярова, спускаться до адреса за номером 6. Ранее на этой улице находились дома жён декабристов». На УЛИЦЕ, а не на месте ДОМА 6.
Дом Нарышкиной — признанный государством памятник, о чем и специальная доска на здании. В любом случае, экскурсоводы рассказывают об этом доме, поскольку ценность этого объекта пока не оспорена.
Что же касается Нарышкиных или Нарышкиной, то здесь вообще придирка к словам.
Вы написали с заранее заготовленной в уме критикой, не вчитавшись в текст.