Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI
Часть XII
Часть XIII
Часть XIV
Часть XV
Часть XVI
Часть XVII
Часть XVIII
Часть XIX
Часть XX
Всем известно, что ударение в русском языке — вещь коварная и непредсказуемая. Конечно, ведь ставится оно на разные слоги, да ещё и перемещается. Вот сколько от него проблем! Что же нам помогает? Знак, которым обозначается ударение на письме, который как бы прикрепляет это коварное ударение.
При этом знак ударения не употребляется постоянно. Но так было не всегда. Вплоть до эпохи Петра I ударения проставлялись во всех словах всех текстов, такова была традиция, она и теперь сохраняется в церковных книгах. Для светских книг реформа графики 1708–1710 гг. это правило отменила, что позволило писать и печатать значительно быстрее.
Согласно современным правилам орфографии, использование знака ударения может быть последовательным и выборочным. Последовательно знак ставится только в первых (заголовочных) словах статей словарей и энциклопедий, а также, в изданиях для тех, кто изучает русский язык как иностранный. Это напоминает выборочное употребление буквы Ё, кстати, это единственная гласная буква, над которой ударение не ставится, потому что она и так всегда ударная.
Выборочно ударение каждый может поставить сам, но есть на этот счёт и рекомендации. Уж лучше всё-таки поставить ударение там, где читающий может затрудниться в быстром опознании слова: больша́я или бо́льшая, вре́менный или временно́й, узна́ю или узнаю́, не́бо или нёбо и многие другие. Можно ударением подчеркнуть произношение Е, чтобы не спутать его с Ё, например, все́, афе́ра, пое́м, Оле́ша. И конечно же, ударение нужно в тех словах, где его место недостаточно известно — в новых или редко употребляемых словах и собственных именах: гу́ру, ю́кола, Чудско́е озеро, Энрико Фе́рми.
А вообще-то, в русской графике два знака ударения: тот, который всем известен, называется аку́т, ставится справа налево, показывает словесное ударение. Ещё есть гра́вис, он ставится слева направо и показывает побочное ударение в сложных словах и в некоторых приставках: зо̀лотодобы́ча, мѝкробиоло́гия, о̀колозвёздный, су̀перпро́чный.
Эти два знака ударения происходят, как и многое в нашей графике, от знаков греческого языка, где они показывали разные тоны музыкального ударения. Церковнославянские тексты заимствовали знаки, но смысл они прибрели другой, ведь музыкального ударения в этом языке, да и в русском, не было. Знаки ставились в зависимости от положения в слове (в конце, в середине) и даже приобрели новые названия: остро́й, или остре́ц, и тяжко̀й. Ставили их так: сто́ю и стою̀, му́ка и мука̀ — чтобы различать омонимы. Понятно, что и один знак ударения поможет различить такие слова, поэтому второй знак (гравис) почти и не используется.
Вот такой он, знак ударения — помощник в чтении и в устной речи.
Часть XXII
Часть XXIII
Часть XXIV
Часть XXV
Часть XXVI
Все материалы рубрики "Говорите по-русски"
Елена Филинкова,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка и
методики его преподавания ЗабГУ
«Читинское обозрение»
№16 (1708) // 20.04.2022 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев